Найти тему

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У МАЛЬЧИКОВ 9-10 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ МИНИ-ФУТБОЛА

Изотов А.А., Дауров А.М.

Аннотация:
В статье рассматриваются основные направления развития быстроты движений на уроках физической культуры с использованием элементов мини-футбола для развития быстроты движений у детей 9–10-летнего возраста.

Ключевые слова: быстрота, быстрота движений, мини-футбол (футзал), младший школьный возраст, урок физической культуры.

THE DEVELOPMENT OF SPEED IN BOYS 9-10 YEARS OLD IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS WITH ELEMENTS OF MINI-FOOTBALL

Abstract: The article discusses the main directions of the development of speed of movement in physical education lessons using elements of mini-football for the development of speed of movement in children 9-10 years of age.

Keywords: speed, speed of movement, mini-football (futsal), junior school age, physical education lesson.

Роль и значение физической культуры в школьный период жизни обучающихся состоит в создании фундамента для его всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это, по мнению специалистов, приводит к возникновению предпосылок для гармонического развития личности.

На современном этапе развития гуманистического общества в сфере физической культуры и спорта особую актуальность приобретают вопросы, связанные с развитием двигательных способностей и повышением общего уровня физической подготовленности школьников. Учебный процесс в общеобразовательной школе предусматривает создание основ базовой физической подготовки, формирование необходимого фонда двигательных умений и навыков, достижение всестороннего гармонического развития. Однако уровень проявления основных двигательных качеств школьников не отвечает запросам настоящего времени.

Младший школьный возраст является самым благоприятным периодом целенаправленного воздействия, в рамках которого оказывается положительное влияние на физическое развитие детей [4,7]. Как известно, неиспользование сенситивных периодов для достижения оптимальных результатов приведет к тому, что многочисленный потенциал организма не будет полностью реализован и в развитие определенных качеств и их реализацию потребуется значительно больше времени и сил.

Существует мнение о необходимости приоритетного развития скоростно-силовых качеств в школьном возрасте. Поскольку почти для всех видов упражнений характерны комплексное развитие и проявление быстроты и силы, целесообразно выделить скоростно-силовую подготовку. При этом наиболее благоприятным периодом в развитии скоростно-силовых качеств считается младший школьный возраст 9–10 лет [4].

Данное положение приобретает особую значимость, если учесть, что младший школьный возраст в подавляющем большинстве видов спорта совпадает с началом специализации. В связи с этим решение данной проблемы является весьма актуальной в совершенствовании учебного процесса, а также изучение влияния целенаправленного использования элементов мини-футбола для развития быстроты движений на уроках физкультуры у школьников младших классов.

Современный футбол предъявляет исключительно высокие разнообразные требования к здоровью спортсменов, к их физическим качества, психическим возможностям. Однако, уровень подготовленности футболистов, прежде всего, определяется комплексом необходимых физических качеств, психических и индивидуальных особенностей.

Быстрота - комплекс функциональных свойств орга­низма, определяющих скоростные характеристики движе­ний, а также двигательной реакции. Средствами развития быстроты являются соревновательные специальные упраж­нения, выполняемые с максимальной скоростью, скоростно-силовые упражнения, подвижные и спортивные игры.

Упражнения выполняют повторно в максимально быстром темпе в облегченных или затрудненных условиях. Длитель­ность выполнения упражнения небольшая.

Сегодня мини-футбол (футзал) является одной из наиболее динамично развивающихся в Российской Федерации спортивных дисциплин, представляющей собой не только увлекательный и популярный игровой вид спорта, но и еще эффективное средство физического воспитания людей различного возраста [3].

Если рассматривать мини-футбол как средство физического воспитания ребенка, то эта командная игра способствует разностороннее физическое развитие личности. Постоянная борьба за мяч с соперником используя многообразие движений и технико-тактических действий, а также постоянные изменения в игровых ситуациях. Отличие современного мини-футбола – это многообразие и сложность в техническом исполнении приёмов и действий футболиста.

Сложная техника игры полностью зависит от приобретённых в младшем школьном возрасте начальных, простейших действий, направленных на обращение с мячом. По своим характеристикам и качествам данная спортивная игра представляет собой наиболее универсальное и комплексное средство развития учащегося. Качественно отработанные игровые упражнения, которые выполняются индивидуально, по группам, в командах, упражнения с мячом, без мяча дают большую возможность в развитии, предварительно для координационных способностей (скорость реакции и преобразование двигательных действий, ориентирование в пространстве, точность проведения граней среди временных, пространственных и силовых форматов движений, умение согласовывать отдельные действия и целые комбинации действий) и кондиционных способностей (сила, выносливость, скоростные качества) и всевозможные сочетания этих групп способностей [6].

Мини-футбол формирует не только физическое воспитание ребёнка, но и нравственное развитие. Постоянно развивается и совершенствуется работа сердечно-сосудистой системы, костно-мышечного аппарата, а также нервной системы.

Постоянные систематические занятия мини-футболом, участие в соревновательной деятельности делают влияние на школьников всесторонним: повышается качество их функциональной деятельности на организм, создаются условия для нормального физического развития ребенка. Обучение мини-футболу воспитывает у школьника ряд положительных черт и качеств характера: способность выстраивания личных интересов после интересов коллектива, взаимопомощь, почтение соперников и партнеров во время игр, дисциплинированность, положительной активности, чувство ответственности за себя и команду, пунктуальность и поддержание спортивной этики.

Мини-футбол - это командная спортивная игра, основанная на разнообразных двигательных действиях (перемещение в различных направлениях и с различной скоростью, рывки и остановки, обводка, перехваты мяча, удары по воротам и др.), которые объединяются в комбинаторные комплексы, обусловленные тактикой введения конкретного состязания, поэтому развитию технико-тактических действий игроков необходимо придавать особое значения [1, 2].

Игровой метод используется в комплексном развитии физического воспитания и направлен на решение оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. Сущность данного метода направленна на то, что двигательная деятельность школьников обуславливается на основании условий, содержаний и правил игры.

Хорошая физическая подготовка создает необходимые предпосылки для выполнения тактико-технических задач во время игры. В центре внимания технической тренировки стоит работа с мячом. Учитель может использовать различные формы занятий. Обязательной предпосылкой для овладения элементами футбольной техники является развитие «чувства мяча».

Это осуществляется благодаря различным упражнениям с мячом. Эти упражнения играют большую роль в тренировке детей и подростков. Кроме того, используются групповые тренировки с несколькими мячами; комплексные упражнения, включающие технические и тактические элементы; технические, игровые формы тренировки (бег, эстафеты и т.д.).

Во время технической тренировки одинаковое внимание следует уделять развитию обеих ног. Хорошая обувь, хорошие поля и безупречные мячи во многом определяют результаты тренировок. Игроки, овладевшие основами футбольной техники, переходят к тактическим тренировкам.

Количество применяемых в подготовке физических упражнений крайне велико. Многие из них существенно отличаются одно от другого как по форме, так и по содержанию. Чтобы выбрать отдельные средства из всего их многообразия, необходимо в первую очередь четко представлять специфику содержания физического упражнения [4].

Содержание физического упражнения составляют действия, которые определяют основные процессы, происходящие в организме в ходе выполнения упражнения. Эти процессы многогранны.

Они могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом, педагогическом и др.

Таким образом, отдельное физическое упражнение оказывает комплексное влияние на организм учащихся, позволяет решать ряд задач спортивной подготовки.

Физические упражнения подбираются и используются по их преимущественному воздействию. Исходя из особенностей футбола и задач подготовки, все основные средства можно подразделить на специфические, т.е. упражнения с мячом, и неспецифические, т.е. упражнения без мяча.

Специфические упражнения, применяемые в тренировке, состоят из двух групп: соревновательные и специальные. Соревновательные упражнения - это совокупность двигательных действий, составляющих предмет игры в футбол и выполняемых в полном соответствии с правилами состязаний по футболу.

Они характеризуются комплексным проявлением основных физических качеств, использованием всей совокупности технических приемов в условиях постоянной и внезапной смены тактических ситуаций [4]. По форме к соревновательным упражнениям относятся официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и другие игры. Специальные упражнения – это двигательные действия, состоящие из элементов соревновательных упражнений и их вариантов. Предназначены они главным образом для технико-тактического совершенствования и развития специальных физических качеств. К специальным упражнениям относятся индивидуальные и групповые упражнения с мячом (удары, остановки, ведение, взаимодействия в парах, тройках т.д.), а также игровые упражнения (различные «квадраты», держание мяча и т.д.). Преимущество специальных упражнений заключается в том, что они дают возможность дозировать воздействие более целенаправленно и эффективно, чем соревновательные.

С их помощью решают задачи всестороннего физического воспитания, избирательного воздействия на развитие основных физических качеств, улучшения координационных способностей, двигательных навыков и умений.

Рассмотрим методику развития быстроты у мальчиков 9-10 лет на занятиях мини-футболом по мнению Л. Качани, который разделяет быстроту на такие части:

1. Быстрота реакции и мышления. Под быстротой реакции в футболе обычно понимают умение спортсмена быстро реагировать на двигательное действие, на зрительный, звуковой или тактильный раздражитель. Быстрота реакции, конечно же, зависит от скорости протекания нервных процессов в организме юного футболиста, а также от чувствительности его рецепторов.

Быстрота реакции бывает простая, это когда идёт ответ на один импульс, то есть старт. И сложная, когда происходит выборочная реакция на разные импульсы, получаемые в конкретной игровой обстановке, то есть в матче или на тренировке. Для спортивной игры футбол, конечно же, типична сложная реакция. Очень быстрая выборочная реакция позволяет достаточно опытным игрокам предугадывать действия своих соперников. Игровой опыт, приходящий к юным футболистам с годами, а так же доведенные до автоматизма отработанные специальные, общеподготовительные упражнения и игровые ситуации, лежат в основе выборочной реакции опытных футболистов [5].

2. Быстрота выполнения простых игровых действий. В довольно простых действиях, таких как бег, по прямой или бег по прямой с мячом, выполняемых с высокой скоростью, различают две фазы: фазу прогрессирующей скорости и фазу стабильной скорости. Уровень владения техникой движения и уровень скоростных данных футболиста, это те составляющие, которые влияют на максимальную скорость, которую может развить игрок [5].

3. Умение у футболистов правильно двигаться во время футбольного матча влияет на быстроту выполнения сложных игровых действий.

Необходимо использовать комплексы с упражнениями без мяча, которые в свою очередь подходят для любой командной игры, комбинации стартов, различных прыжков и поворотов. Находясь с мячом, юный футболист показывает координацию, степень владения техникой. Техническая сторона футболиста, способствует полезной, ритмичной и скоростной игре. Она является одной из приоритетных целей в физическом развитии футболистов [5].

4. Организация игры учителем физической культуры в мини-футбол, которая выстраивается через отдельные тактические звенья, влияет на быстроту взаимодействия между футболистами, которые выполняют при помощи четких отработанных комбинаций различные игровые ситуации на футбольном поле. Часто меняющийся характер розыгрыша различных комбинаций определяет структуру взаимодействия между игроками и стиль команды [5].

Скоростные способности - это способности человека совершать двигательные действия в минимальный промежуток времени. В структуре скоростных способностей можно выделить следующие компоненты: быстроту двигательных реакций и быстроту движений. Быстрота движений проявляется в скорости одиночного движения и в темпе повторения движений. Двигательной реакцией принято условно называть процесс, который начинается с восприятия информации, побуждающей к действию, и заканчивается с началом ответного действия или переключением с одного действия на другое [1-5].

Развитие быстроты связано с совершенствованием координации двигательных и вегетативных функций, развитием нервной деятельности, вызывающей напряжение и расслабление мышц. В развитии быстроты у 9-10 летних школьников важно соблюдать плавный переход от воздействий, направленных на увеличение аэробных возможностей, к специальным упражнениям различного характера субмаксимальной и максимальной мощности.

Извлекая самое важное, что перечислено выше, ключевой задачей для педагога физической культуры является: грамотное и планомерное дозирование нагрузки во время уроков физической культуры, правильный выбор упражнений, исходя из возраста занимающихся, своевременный контроль каждого учащегося для высокого роста его физических качеств и умений, а так же четкий подбор упражнений и своевременная их замена на более сложные для развития всех ключевых навыков и умений у занимающихся мини-футболом.

Использование элементов мини-футбола с целенаправленным использованием упражнений, направленных на развитие быстроты движений, в основной части урока должны применяться с учетом сенситивного периода развития данного качества, что позволит существенно повысить уровень развития быстроты движений у детей младшего школьного возраста.

Учитель физической культуры обязан хорошо знать основные средства и методы развития скоростных способностей у учащихся, а также формы и методы организации занятий. В этом случае он может точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.

Список литературы

1. Алешин П.Н. Футбол под Андреевским флагом / П.Н. Алешин. –М.: АМФР, 2020. – 304 с.

2. Алиев Э.Г. Взаимосвязь массового и профессионального мини-футбола (футзала) / Э.Г. Алиев, О.С. Андреев, А.А. Демин // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 10 (80). – С. 16–19.

3. Бочкарев М.Н. Комплексы упражнений для развития быстроты на уроках физической культуры школьников 8-9 лет// В сборнике: Теория и методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве. сборник материалов I Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 86-92.

4. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. – М., 1979. – 26 с.

5. Короткова Е.А., Завьялова Т.П., Архипова Л.А., Хромин Е.В. Теория и методика физической культуры. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2014. - 119 с.

6. Селуянов В.Н. Физическая подготовка футболистов: учебно-методическое пособие / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, К.С. Сарсания- 2-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. -192 с.

7. Шаулин В.Н. Физическая культура. 1-4 классы. – М.: Издательский дом «Фёдоров», 2012. – 156 с.