"Сам Зеленский выдвигает совершенно несуразные инициативы, план из десяти пунктов, где навалено все что можно — продовольственная безопасность, энергетическая безопасность, биологическая, вывод российских войск отовсюду, покаяние Российской Федерации, трибунал, осуждение", — перечислил министр.
По его словам, РФ готова ответить на серьезные предложения по переговорам с Украиной, но пока таких не получала. "Вы спросили, какая перспектива переговоров между Россией и Западом по украинскому вопросу. Мы будем готовы на любые серьезные предложения ответить, серьезных предложений мы пока не видим, но будем готовы их рассмотреть и определиться. И слышим, конечно же, заклинания в западных столицах — "ни слова об Украине без Украины". Это чепуха, на самом деле, запад решает за Украину", — сказал глава российской дипломатии.
Лавров добавил, что о переговорах с президентом Украины Владимиром Зеленским по его инициативам не может идти речи. "О переговорах речи быть не может с Зеленским хотя бы потому, что он законодательно запретил вести переговоры с российским правительством. Так что вся эта западная болтовня о том, что они готовы, а вы — это все от лукавого", — сказал министр.
Кроме того, он отметил, что Запад в спорадических контактах с РФ не говорит ничего, что выходило бы за рамки публичных выступлений, говорить с ним только по Украине бессмысленно. "Наша позиция хорошо известна на этот счет. Говорить с Западом только по Украине — это бессмысленно. Запад использует Украину для разрушения системы безопасности, которая существовала в Евроатлантике долгие годы", — отметил министр.
Россия, продолжил он, требует от западных стран честного разговора и не собирается уступать по каким-либо вопросам. "Нужен будет честный разговор. И я думаю, на данном этапе нам не нужно какие-то инициативы проявлять на тех направлениях, которые Запад сам закрыл. В том числе закрыл взаимодействие в Совете Европы", — указал он.
Дипломат подчеркнул, что Россия рассчитывала, что в Европе поймут невозможность "все время обманывать", в том числе в вопросе продвижения НАТО на восток. "Я приводил пример первого "майдана" украинского, 2004 год, когда официальная Европа сказала, Украина должна выбирать: с Европой или с нами. Это было за три года до Мюнхенской речи. Мы и тогда рассчитывали, что все-таки разум восторжествует и Европа поймет, что нельзя постоянно обманывать, нельзя постоянно двигать ту же самую НАТО на восток вопреки обещаниям, которые давались", — сказал он.