Найти в Дзене

Выставка Центра консервации документов

Оглавление

Воплощение книги в привычном нам виде прошло сквозь целый ряд технических новшеств и усовершенствований. Например, техника для тиражирования книги, техника для печати иллюстраций, длинная история переплета, изобретение и совершенствование внутренних элементов книги - появление титульного листа и оглавления. В витринах главного холла Историко-архивного Института мы показываем некоторые этапы этого развития - различные материалы для нанесения текста и виды декоративных бумаг.

Папирус

Современный папирус с изображением
Современный папирус с изображением

Растение папирус принадлежит к семейству осоковых. Его стебли достигают в длину до трёх метров, диаметр стебля при этом не большой - до 3,5 см. Стебель состоит из твердой внешней кожуры и крупноячеистой сердцевины, которая и используется для изготовления писчего материала.

Сердцевину вдоль стебля специальной иглой разделяли на слои. Затем нарезы выкладывали на смоченный водой стол так, чтобы фрагменты плотно примыкали к друг другу. Сверху перпендикулярно располагался второй слой. Кладку прессовали и обрезали неровные края. Никаких клеящих веществ при этом не использовалось - слои склеивали между собой сок папируса и вода. Проклеивали лист только сверху, для достижения лучшей гладкости и предотвращения растекания чернил. После прессовки лист просушивали на солнце и выглаживали специальными инструментами.

Для создания свитка отдельные листы склеивали между собой короткими сторонами. Стандартный размер свитка составлял 20 листов, но встречаются и очень большие свитки. Например, двадцатиметровый «Папирус Эберс» (XVII в. до н.э.), содержащий текст на тему медицины.

Береста

Береста - это верхний слой коры берёзы. Берестяные грамоты - это уникальный источник по истории повседневности, культуры и словесности Древней Руси. Для выставки мы сделали копию текста Грамоты №43 с просьбой прислать слугу и с ним рубаху, которую автор забыл.

В музеях, архивах и библиотеках сохранилось немало поздних, в основном старообрядческих документов и книг, написанных на бересте. С одной из таких рукописей нам удалось поработать в прошлом году - "Соборные апостольски послания Иоанна и Иакова", первой половины XX в. из Библиотечно-музейного комплекса ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».

Пергамен

Пергамен господствует в Европе с конца 3 в. н.э. С его применением связано интересное явление – палимпсесты. Они получались следующим образом: ранее написанный текст растворяли либо молоком, либо раствором, содержащим молоко, скоблили скребком или пемзой. Когда поверхность пергамена очищалась на нем снова можно было писать. Однако следы прежнего текста все равно сохранялись и в наше время их возможно воспроизвести. Например, палимпсестом являлась рукопись, содержащая труд Марка Туллия Цицерона «О республике».

В работе нашего центра мы часто сталкиваемся с рукописями на пергамене, но иногда находим их фрагменты в переплёте более поздних книг - не дешевый материал использовали вторично, как материал для обложки или выклейки.

Хлопок

Ветка хлопка
Ветка хлопка

На "родине" бумаги, в Китае, сырьём для бумаги служили кора и луб тутового дерева (шелковицы), коконы тутового шелкопряда, молодые побеги бамбука, конопля, старые рыболовные сети, обрезки шёлка. Когда секрет производства бумаги попал в Арабский халифат для производства стали использоваться местные материалы - тряпьё из льна, хлопка, конопли и пеньковых канатов. На Руси для изготовления бумаги использовалось аналогичное сырьё и в наше время такую бумагу называют тряпичной.

По одной из версий русское слово «бумага» было заимствовано из восточных наречий и является модификацией татарского слова «бумук», что так же означает хлопок. В старорусском языке слово «бумага» тоже означало то же, что и «хлопок», например, в Воскресенской летописи за 1441 год в рассказе о болезни и смерти князя Дмитрия Юрьевича Красного можно прочитать: «священник заткнул бумажкою ноздри его». В этом случае применение «бумажки» для остановки носового кровотечения скорее означало то, что мы называем ватой.

Филигрань

Тряпичная бумага с филигранью «Герб Амстердама»
Тряпичная бумага с филигранью «Герб Амстердама»

Так как юг Испании и Сицилия принадлежал арабскому миру, здесь развивалась мавританская культура и активно изготовлялась бумага. В результате отвоевания испанских земель технология попала в Европу.

При производстве бумаги использовалась деревянная форма по формату производимого листа. Вместо дна, вдоль и поперёк была натянула медная проволока. Линии вдоль – тонкие и часто расположенные, получили название вержеры. Линии поперёк, более плотные и редкие – понтюзо. В разных местах формы, обычно в левой половине в середине листа, могли помещать метку фабриканта - филигрань - изображение, изготовленное из изогнутой проволоки. Филиграни стали отличительной особенностью европейской бумаги и до сих пор позволяют датировать многие культурно-исторические документы.

Водяной знак «Герб Амстердама» настолько же част в употреблении на бумаге 17–18 веков, насколько сложен в интерпретации в качестве датирующего материала. Большим подспорьем для археографа служит вышедший в 1998 году альбом «Филиграни 17–18 вв. «Герб города Амстердама» (сост. Т. В. Дианова. М.: ГИМ, 1998), посвященный специально этому знаку.
И.В. Нестеров

Инструменты для изготовления декоративных бумаг

Шпатели, мастихины, кисти и гребень
Шпатели, мастихины, кисти и гребень

Бумага использовалась не только как средство для нанесения текста, но и в переплёте. Декоративные бумаги изготовлялись ручным способом - каждый лист был уникален.

Клейстерная бумага

Для создания таких бумаг использовался крахмальный клей окрашенный красочным пигментом. Рисунок мог быть создан самыми разными инструментами — кистями, мастихином, штампами, губками, тряпками и даже пальцем. В русском переплете наиболее популярным был рисунок, который создавался склеиванием и последующим расклеиванием листа.

Мраморная бумага

Мраморная бумага изготавливается на специальном грунте, на который с помощью кистей набрызгивают краску. Краски разбегаются по поверхности и не смешиваются между собой. К ним могут добавлять различные ингредиенты для получения особых эффектов, например масло, скипидар, поташ и другие. Специальными гребнями или шилом можно создать различные мотивы - гребёнчатый, павлинье перо, французский завиток. Для переноса рисунка обработанный раствором квасцов лист укладывают на поверхность грунта с краской. Затем он снимается, удаляя остатки грунта об край кювета, и просушивается.

В ту или иную пору в моду входили определённые рисунки, цвета и их сочетания. Иногда по одному использованному мастером мотиву можно увидеть разновременность создания переплёта и книги.

В нашей работе мы сталкиваемся с разнообразными декоративными бумагами. Понимание и возможность воспроизведения исторических технологий играет большую роль для реставрации и реконструкции исторических переплетов. Сложность могут создавать и книги на тряпичной бумаге, к которой стандартная реставрационная бумага, изготовленная машинным способом, не подходит по фактуре. Для реставрации таких документов мы изготовляем бумагу ручного отлива которую, возможно, покажем в одной из следующих выставок.