Студенты американского университета оценили женщин ниже, чем мужчин, если эти женщины преподавали на кафедре, где мужчин больше. Также студенты таких кафедр ожидали, что более важные и значимые курсы у них будут вести мужчины. Однако при гендерном равновесии или преобладании женщин среди преподавателей, оценки студентов не различались в зависимости от того, вел ли у них курс мужчина или женщина. Узнали это американские исследователи в ходе эксперимента с участием 803 студентов университета и статистического анализа реальных оценок, которые 115467 студентов из США поставили своим преподавателям. Статья опубликована в журнале The Proceedings of the National Academy of Sciences.
Оценить качество работы преподавателя в университете можно разными способами, один из них — это впечатления студентов. Но на мнение студентов может влиять не только то, как преподаватель ведет занятие, а и другие, не имеющие прямого отношения к преподавательской деятельности, факторы, например, привлекательность или лояльность при выставлении отметок, а также гендер педагога. Известно, что студенты склонны оценивать женщин из этой сферы ниже, чем мужчин.
Согласно теоретическим представлениям, преобладание мужчин или женщин в некоторой позиции в какой-то профессиональной области приводит к тому, что данная позиция или социальная роль закрепляется в представлении людей за одним из гендеров. Поэтому, например, мы ожидаем в качестве механика в автосервисе, скорее, встретить мужчину, а в качестве воспитателя в детском саду — женщину. Так в академической среде в США существует неравенство в пользу мужчин, что может объяснять более низкие оценки женщин, занимающих должность преподавателя университета.
Ориана Арагон (Oriana Aragon) из Университета Цинциннати и ее коллеги изучили предвзятость оценок студентов в условиях гендерного перевеса или равновесия среди преподавателей. В рамках эксперимента 409 студентов и 394 студентки представляли себя учениками некоторой кафедры, сайт которой они просматривали. Поделившись своими ожиданиями о том, мужчины или женщины вероятнее будут вести занятия на курсах более высокого (изучаемые дольше, глубже и часто в малых группах, более специализированные, важные и значимые для выбранной дисциплины) и низкого уровня, участники стали подробнее знакомиться с сайтом. Они читали краткую биографию преподавателей и смотрели их фото — это случайным образом были женщины или мужчины. Также участники узнавали о курсе, слушателями которого, как представляли, они будут, случайно попадая на курс более высокого или низкого уровня. После студенты оценивали преподавателя, соглашаясь или нет с 11 утверждениями о нем. Например, студентам надо было выбрать, насколько они согласны с тем, что методы преподавания преподавателя помогли понять материал курса: 1 — совершенно не согласен, 2 — не согласен, 3 — нейтрально, 4 — согласен и 5 — полностью согласен.
Оказалось, что, попадая на кафедру, где среди преподавателей больше мужчин, студенты ожидают, что мужчины будут вести курсы более высокого уровня, а женщины — низкого (p = 0,003). У учеников кафедр с гендерным равновесием эти предубеждения были, но слабее: здесь студенты все еще ожидали, что мужчины будут вести курсы более высокого уровня, однако не ждали, что женщины будут вести курсы более низкого уровня. А у студентов, которые были на кафедре с преобладанием женщин, не было предвзятости в отношении того, мужчины или женщины будут вести курсы низкого и высокого уровня (p = 0,650).
При этом нарушение ожиданий связано с предвзятостью в оценке работы преподавателей. Так, когда гендер преподавателя совпадал с ожиданиями студентов, выставляемые оценки были выше, чем, когда ожидания не оправдывались (p = 0,041).
Если студенты считали, что на их кафедре больше мужчин, то они выставляли более низкие оценки, чем у мужчин, женщинам, которые вели курсы более высокого уровня, но более высокие оценки, чем у мужчин, женщинам, которые вели курсы более низкого уровня (p <0,001). В условиях гендерного равновесия студенты ниже оценивали мужчин, которые вели курсы более низкого уровня (p < 0,001), а в оценках преподавателей, которые вели курсы более высокого уровня, разницы между мужчинами и женщинами не было. И, наконец, на кафедрах, где больше преподавателей были женщинами, наоборот, мужчин, которые вели курсы более низкого уровня, оценивали выше, чем женщин. В оценках преподавателей, которые вели курсы более высокого уровня, разницы между мужчинами и женщинами не было также, как и при гендерном равновесии.
Схожая картина наблюдалась и при анализе массива реальных оценок от 115467 студентов, которые обучались на 51 кафедре государственного университета США. Эти студенты оценили 1885 преподавателей, которые вели 4700 курсов в 2018–2019 учебном году. На 72,6 процента кафедр женщины составляли гендерное меньшинство.
Авторы считают, что их исследование показывает связь между гендерным составом кафедры и предвзятостью оценок от студентов, что может напрямую влиять на карьеру преподавателей.
Другие гендерные различия тоже могут влиять на карьеру женщин. Например, мужчин чаще, чем женщин, упоминают по фамилии.