Найти в Дзене
Ижица

Зверев Николай Николаевич. Водосвятие на Тихвинке

19 января (6 января по старому стилю) русская православная церковь отмечает большой праздник – Крещение. В этот день в православных храмах совершается обряд освящения воды. Раньше воды освящали не только в храмах, но и в реках, в текущих водах. Вероятно, это было связано с воспоминанием о том, как крестили Иисуса в текущих водах реки Иордан, которая и по сей день течет на территории Палестины. В петербургских летописях есть рассказы о том, как крещенское водосвятие совершалось, на Неве, напротив Зимнего дворца, в присутствии царской семьи, высшего духовенства и петербургской знати. Нечто подобное было и в Тихвине. Примерно до середины 1920-х годов, пока не были закрыты монастыри и церкви, крещенское богослужение совершалось на льду Тихвинки. Нам, подросткам, которые жили на набережной напротив монастыря, много и хорошо было известно из монастырской жизни: и пышное торжественное богослужение; и знаменитая колокольня, Звонница, с её большим колоколом и незабываемым колокольным звоном; и

19 января (6 января по старому стилю) русская православная церковь отмечает большой праздник – Крещение. В этот день в православных храмах совершается обряд освящения воды. Раньше воды освящали не только в храмах, но и в реках, в текущих водах. Вероятно, это было связано с воспоминанием о том, как крестили Иисуса в текущих водах реки Иордан, которая и по сей день течет на территории Палестины.

В петербургских летописях есть рассказы о том, как крещенское водосвятие совершалось, на Неве, напротив Зимнего дворца, в присутствии царской семьи, высшего духовенства и петербургской знати.

Нечто подобное было и в Тихвине. Примерно до середины 1920-х годов, пока не были закрыты монастыри и церкви, крещенское богослужение совершалось на льду Тихвинки. Нам, подросткам, которые жили на набережной напротив монастыря, много и хорошо было известно из монастырской жизни: и пышное торжественное богослужение; и знаменитая колокольня, Звонница, с её большим колоколом и незабываемым колокольным звоном; и яблоневые сады, которые были по обе стороны липовой аллеи от «Крылечка» до архимандритских покоев; и даже коровники, как раньше говорили. Сейчас там размещается городская тюрьма, а раньше стояло огромное стадо породистых, крупных, монастырских коров и табун лошадей, которых мы, мальчишки, часто гоняли на водопой и купание в Тихвинку.

Крещенское богослужение на реке для нас не было новинкой, но все равно каждый год мы с особым любопытством наблюдали за его подготовкой. Накануне Крещения на Тихвинку приходили двое рабочих и напротив Полковой церкви очищали от снега большую площадку. Мётлами выметали снег до чистого льда и посреди площадки вырубали большую квадратную прорубь.

В те годы зимы были гораздо холоднее. Тихвинка была зимой мелководна, и на Крещение лёд на реке был очень толстым, а местами даже промерзал до дна. Так как за ночь на проруби мог образоваться тонкий лед, запорошиться снегом, то для того, чтобы случайно туда кто-нибудь не провалился, в каждый угол проруби рабочие устанавливали ёлки.

Эта прорубь в народе называлась Иорданской. Утром в Крещение вновь приходил рабочий с металлическим сачком и топором на длинном топорище, подчищал прорубь – она за ночь немного замерзала. Убирал ёлки, из церкви приносили большие красные ковры, расстилали их вокруг проруби, и в какой-то момент богослужения священники с верующими выходили из церкви, спускались на лёд и около этой проруби совершалось богослужение. Оно было непро­должительным и порой проходило в лютые крещенские морозы.

После освящения воды в проруби все возвращались в церковь, ковры сматывали в рулоны и уносили. Рабочие устанавливали ёлки на прежние места в проруби. Вскоре Иорданская прорубь замерзала, её заносило снегом, а четыре одинокие ёлочки оставались в снегу, напоминая о прошедшем празднике.