Пандемия и локдауны дали сильный толчок игровой индустрии. Одним из самых перспективных сегментов индустрии видеоигр на сегодняшний день выступает облачный гейминг, предполагающий «доставку» игр из облака на персональное устройство пользователя. Такой рынок является одним из самых быстрорастущих в цифровой среде и не снижает ускоренных темпов роста даже на фоне общего экономического спада. Отсутствие высоких требований к мощности принимающих устройств делает даже самые ресурсоемкие игры доступными на любом компьютере, смартфоне или телевизоре.
В России, как и в мире, позитивное влияние на развитие индустрии видеоигр оказывают распространенность мобильных устройств, увеличение пропускной способности сетей связи, инновации в программном и аппаратном обеспечении, доступность мобильных и браузерных игр.
По оценкам PWC, российский рынок видеоигр и киберспорта находится в десятке крупнейших в мире. Активных игроков в компьютерные и мобильные игры в стране насчитывается 30–50 млн человек, а русский язык входит в тройку самых популярных в игровой среде после английского и китайского.Крупные компании поняли, что на вовлечение клиентов и увеличение работоспособности персонала геймификация работает на отлично.
Социальная сеть «ВКонтакте» также объявила о запуске облачного гейминга My.Games Cloud для своих пользователей через единую учётную запись VK Connect.
VK холдинг - российская инвестиционная технологическая корпорация, основанная в 1998 году. Среди активов VK - социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Мой мир@Mail.ru», почтовый сервис Почта Mail.ru, мессенджеры «ICQ», «Агент Mail.ru» и «ТамТам», сервис объявлений «Юла», поисковая система «Поиск Mail.ru» и другие.
Холдинг VK изначально работал в виде венчурного фонда и назывался DST. В середине 2000-х фонд активно скупал доли в разработчиках онлайн-игр: «Территории», Nikita, Time Zero и Nival. Затем эти активы были объединены в холдинг «Аструм», подконтрольный DST. В 2010 г. DST был переименован в Mail.ru Group и провел IPO (первичное размещение акций) на Лондонской фондовой бирже.
В середине 2010-х Mail.ru Group стал скупать разработчиков мобильных игр. Были приобретены доли в компаниях Pixonic (разработчик игры War Robots, сумма сделки составила $30 млн), Deus Craft (разработчик игры Grand Hotel Mania, $49 млн), Bit.Games (игры «Гильдия героев» и «Домовята») и Belngame (торговая марка Ingame, игра Zero City, сумма сделки составила 1,17 млрд руб.).
Также были приобретены финская компания Panzerdog (игра Tacticool, 681 млн руб.) и белорусские компании Swag Masha (игра Love Sick: Interactive Stories, 79 млн руб.) и Mamboo Games (разрабатывает гиперказуальные игры, сумма сделки составила 202 млн руб.).
В 2019 г. игровые проекты Mail.ru Group были объединены в отдельную компанию My.Games. Данное подразделение стало единственным в холдинге, имевшим успех на международном рынке. Ранее в Mail.ru Group задумывались о выводе My.Games на IPO. В 2021 г. Mail.ru Group была переименована в VK.
В облачном гейминге My.Games Cloud доступно два варианта подписок. На базовом тарифе игрокам доступно 10 бесплатных игровых часов в месяц. Его стоимость – 599 рублей в месяц. Тариф Ultra стоит 1199 рублей в месяц и поддерживает игру в 4K и 120 кадров в секунду. Оба тарифа являются безлимитными и не содержат рекламы.Проект реализован в партнёрстве с игровым брендом My.Games, входящим в состав компании Mail.ru Group.
Пользователи социальной сети «ВКонтакте» получили возможность играть в самые разные компьютерные игры сервиса My.Games Cloud со своего неигрового компьютера. Каталог облачного гейминга доступен через единую учётную запись VK Connect в разделе «Игры» десктопной версии соцсети.
Играть в игры My.Games Cloud можно даже на бюджетном ноутбуке или маломощном настольном компьютере. Приложения не требуют скачивания и установки — они запускаются удалённо и на устройство транслируется лишь картинка игрового процесса.
На данный момент My.Games Cloud насчитывает в своём каталоге более 300 игр таких разработчиков, как Techland, Gaijin, Nacon, Funcom, Paradox Int, CCP Games, My.Games. Количество зарегистрированных пользователей почти достигло 1 млн.
За 2020 год каталог сервиса дополнили такие игры, как Onmyoji, Dying Light, Crusader Kings 3, Z1 Battle Royale и другие. В 2021 году MY.GAMES продолжило тестирование монетизационных моделей и технических возможностей, включая запуск на новых платформах, среди которых Android и Smart TV.
По итогам 2021 г. выручка My.Games составила 43,8 млрд руб. Это 35% от всей выручки VK. Показатель EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов по кредитам и расходам на амортизацию) составил 10,4 млрд руб. Основная выручка My.Games пришлась на сегмент многопользовательских игр: в 2021 г. она составила 38,3 млрд руб.
С началом специальной военной операции России на Украине у российских компаний за рубежом стали возникать проблемы. Так, на Лондонской фондовой бирже были приостановлены торги акциями VK, а глава компании Владимир Кириенко оказался под санкциями США и Евросоюза. Недавно из магазина приложений App Store были удалены приложения VK. Это и послужило причиной открытия площадки VK Play с доступом к различному игровому контенту.
VK Play объединяет в себе цифровой магазин, торговую площадку с внутриигровыми предметами, сервис для облачного гейминга и платформу для проведения стримов и киберспортивных соревнований. В будущем компания планирует расширить функционал VK Play, в том числе для авторов контента, а также добавить раздел с новостями индустрии и интеграцию с социальными сетями. На старте к платформе уже присоединились ряд популярных контент-мейкеров такие как Илья Maddyson Давыдов, Карина Sharishaxd Козырева, Александр VooDooSh Шальчинов, Денис WELOVEGAMES Коробков, Алексей PCH3LK1N Пчелкин, Olyashaa, ALINA RIN и многие другие.
15 июня VK и студия Lesta Games, выпустившая World of Warships, заключили меморандум о сотрудничестве в рамках Петербургского международного экономического форума. Основополагающими направлениями станут разработка совместных продуктовых интеграций, рекламных решений и технологий, а также создание игрового, обучающего и развлекательного контента. Помимо этого, компании намереваются создавать проекты для киберспортивной индустрии и развивать стриминговую сферу в России.По словам исполнительного директора Lesta Games Малика Хатажаева компания ищет «новые возможности для роста. Сотрудничество с VK, являющейся крупнейшей IT-компанией России, позволит нам стать сильнее, вместе развиваться и предлагать новые решения для нашей аудитории. Мы верим, что совместными усилиями сможем реализовать успешные проекты на игровом рынке». Представители VK отметили, что видят особый потенциал в развитии сегмент онлайн-игр в рамках нового сотрудничества.
Ранее Lesta Games входила в состав группы компаний Wargaming, которая сейчас ушла из России. Благодаря этому решению студия стала самостоятельно руководить имеющимися сервисами в стране.
Из-за санкций оплата на популярных игровых площадках Steam и Epic Games в России стала практически невозможной. В результате VK активно вкладывается в развитие VK Play как на уровне функционала, так и по части расширения игрового каталога. Компания открыта для всех разработчиков, которые хотят эффективно растить свои продукты на российском рынке. Для этого VK Play уже предлагает выгодные условия — самую низкую на рынке комиссию в 5%, маркетинговую поддержку и гибкие форматы сотрудничества.
«Мы стремимся, чтобы наши игры были доступны на разных платформах, соответствовали ожиданиям нашей аудитории и учитывали интересы наших партнеров, владельцев лицензий и правообладателей. Мы не ведем переговоры об эксклюзивности ни с какой из платформ, в том числе с ВК», — сообщили «РБК Инвестициям» Owlcat Games.
В результате анализируя ситуацию по VK можно сказать, что на сегодняшний день сектор игр достаточно перспективен для инвесторов. Однако не стоит отдавать предпочтение одной любимой компании. Ни один крупный издатель не застрахован от неудачных релизов. Гейминг лучше рассмотривать с разных сторон — выбрать новые направления. Ведь дальнейший рост рынка видеоигр в мире определят такие факторы, как популярность стримингового контента, возможность создания новых форматов взаимодействия между корпоративным сектором и потребителями, более широкое сотрудничество бизнеса с игровым сектором, развитие программного и аппаратного обеспечения и технологий аналитики в режиме реального времени.