Найти в Дзене
Советское телевидение

"Я - 11-17". Фильм о советском разведчике. За два года до "Семнадцати мгновений"

Действие динамичной, остросюжетной истории "Я - 11-17" происходит ранней весной победного 45-го. Место - где-то в Латвии. Оттуда планируется эвакуация дивизий Вермахта и переправка их под Берлин. А заодно - масштабное воровство ценных произведений искусства для будущего финансирования и возрождения очередного - Четвертого - рейха.

Одноименная повесть была написана в 1958 году Василием Ивановичем Ардаматским, военкором Великой Отечественной, пережившим в осажденном Ленинграде самую лютую зиму 1941-42 гг., говорил, что он "как писатель рожден войной".

Через 12 лет Детская редакция Центрального телевидения начала снимать по сценарию, созданному самим Ардаматским, телевизионный фильм-спектакль "Я - 11-17" из трех серий. Сюжетная линия прежняя, но накопленный драматургический опыт автора не мог не отразиться на глубине и проработанности всей истории. Хотя финал картины разительно отличается от финала повести, общий смысл произведения неизменен - "высшее счастье для солдата - исполненный воинский долг".

Кадр из телефильма "Я - 11-17" (1970)
Кадр из телефильма "Я - 11-17" (1970)

Советский разведчик Сергей Дементьев под именем немецкого капитана Пауля Рюкерта внедряется в группу армий "Курляндия". Разумеется, неожиданно появившегося офицера проверяет гестапо. Пока они делают запросы и сверяют одну бумажку с другой, наш разведчик умудряется провернуть целый ряд хитроумных операций, балансируя на опасной грани порой похлеще Штирлица. Кроме того, он сам в качестве радиста выходит в эфир с сообщениями для своих. Позывной - 11-17.

Кадр из телефильма "Я - 11-17" (1970)
Кадр из телефильма "Я - 11-17" (1970)

Роль Дементьева-Рюкерта доверили Борису Быстрову, молодому артисту, дебютировавшему в сказке 1966 года "Волшебная лампа Аладдина". Офицерская форма идет красивому актеру не меньше, чем яркий костюм восточного сказочного героя. Хладнокровный, находчивый, сдержанный, умный советский офицер противостоит не менее умным и опасным врагам.

Кадр из телефильма "Я - 11-17" (1970)
Кадр из телефильма "Я - 11-17" (1970)

Режиссером выступил актер Виктор Щеглов, который еще и сыграл в фильме гестаповца Дитриха (в книге его, кстати, нет). Роль этого персонажа во всей истории до конца остается загадкой. Вы помните артиста по "страховому агенту" из "Семнадцати мгновений весны", что приходил в роддом к радистке Кэт. Но это было через три года после "Я - 11-17".

Кадр из телефильма "Я - 11-17" (1970)
Кадр из телефильма "Я - 11-17" (1970)

Есть в фильме лихо придуманные и совершенно неожиданные моменты. Например, в третьей серии на 31-й минуте дочь квартирной хозяйки играет на рояле невероятное попурри из классических произведений и советских песен. Или во второй серии на 24 минуте - в чем-то пророческая речь полковника Мельха (Всеволод Якут) о значимости вывозимых фашистами сокровищ. Да, и еще в фильм включены документальные кадры.

Есть здесь и хорошая песня "В этот дымный рассвет" Э. Колмановского на стихи В.Крючкова. Она звучит, словно закрепляя в нашей памяти эффект, оставленный захватывающим телевизионным фильмом, впечатления от которого не тускнеют с годами. Смотрите три серии ниже.

Канал Гостелерадиофонда с советскими фильмами и спектаклями - по этой ссылке. Мы в соцсетях: Telegram, VK, Oдноклассники.