В моей работе с опекунскими семьями были выявлены некоторые закономерности. Очень часто я слышала фразу: «Это всё гены!» Так в чём же причина деструктивного поведения ребёнка, в наследственности или в среде? Давайте разбираться. В данной статье семьи будут условно разделены на «опекунов-родственников» и «некровных опекунов».
Опекуны-родственники чаще склонны винить себя, а точнее свой стиль воспитания, в неудачах ребёнка. С одной стороны, принятие ответственности за свои действия способствует работе с психологом, в особенности первичному контакту и диагностике семейных проблем, однако, как ни странно, именно такие родители не готовы в дальнейшем работать над собой и менять стиль своего воспитания. Именно от этих клиентов чаще всего можно услышать нечто, вроде: «...исправьте моего ребёнка, от меня уже ничего не зависит...».
Причиной, скорее всего, является то обстоятельство, что опекуны-родственники не готовы были к роли родителя, так как обычно опекунами они становятся, в следствие семейной трагедии. На их стиль воспитания разрушительно влияет чувство вины и непроработанная утрата.
Некровные опекуны, по понятным причинам, часто склонны винить во всех неудачах своего ребёнка «дурную наследственность», что, как им кажется, снимает с них ответственность за ошибки воспитания. То есть получается «всё хорошее от нас, всё плохое – наследственность». Позиция очень удобная, однако, что неудивительно, деструктивная. Однако, несмотря на негативные моменты данных семей, отсутствие чувства вины, которое лишает человека сил, а также осознанность и готовность к роли родителя, благотворно влияют на психологическую работу с такими семьями. Некровные опекуны чаще других готовы что-то изменить в себе, своём поведении и стиле воспитания.
Пример 1: семья «Кузнецовых». Опекуном является сестра матери 15-летней девочки. Мать девочки умерла от рака. У подростка имеется множество проблем во многих сферах. Трудности в установлении контакта, замкнутость, проблемы с учёбой. Тётя настаивает на том, чтобы опекаемая получила полное среднее, а потом и высшее образование. Девочка учится в лицее, закончила 8-й класс с неудовлетворительными оценками по всем основным предметам. Ей очень трудно даётся материал, в связи с индивидуальными интеллектуальными особенностями. Заявила, что хочет получить высшее образование, однако почему она этого хочет и зачем это ей это нужно объяснить не смогла. В данной семье проблема была в высоких амбициях опекуна, переданных опекаемой и воспринятых как некий абсолют, без учёта желаний и потребностей девочки.
С несовершеннолетней была проведена проективная методика «Несуществующее животное» (рисунок вы видите выше), по результатам которой можно сказать следующее: девочка закрылась от окружающего мира, на что указывают границы вокруг животного, что, скорее всего, является способом защиты в следствие психологической травмы (смерти матери). Также направленность головы животного влево говорит о зацикленности на прошлом. Штриховка же указывает на выраженную тревожность. Думаю, любой хороший диагност, посмотрев на этот, на первый взгляд, благополучный рисунок, присмотревшись, увидит в нём множество скрытых деталей, которые часто встречаются у детей, воспитанных опекуном-родственником.
Работа с такими семьями заключается обычно в том, чтобы мотивировать родителя на совместную работу с психологом, с целью дальнейшего саморазвития своих воспитательных способностей. Зачастую необходима также проработка утраты и/или чувства вины.
Пример 2: семья «Ивановых». Молодая пара взяла под опеку мальчика двух лет из детского дома. Биологическая мать ребёнка имеет серьёзное психическое заболевание. Опекуны стараются сделать всё возможное, чтобы наследственность на мальчике не сказалась: ходят к психологам, в группы раннего развития и иным различным специалистам.
Работа психолога с такими семьями состоит в основном в том, чтобы донести до родителей, что ответственность за воспитание лежит на них. Зачастую, как в случае семьи «Ивановых», есть необходимость в снятии тревоги по поводу «дурной наследственности», так как тревожность может привести к предвзятому или даже негативному отношению к ребёнку.
Основные психологические проблемы опекунских семей, отличающие их от всех других семей – это вопрос наследственности. Под «наследственностью» в данном случае подразумевается: принятие на себя ответственности за жизнь чужого ребёнка, как важный фактор для его гармоничного развития. Работа психолога с опекунскими семьями в основном направлена на налаживание детско-родительских отношений, повышение мотивационной сферы и развитие у родителей таких личностных качеств как ответственность, гибкость, сензитивность. Но вся эта работа будет безрезультатна, если в первую очередь не проработать проблему «наследственности» в головах опекунов.
Большая часть авторов считает, что соотношение наследственности и воспитания имеет примерное соотношение 70% на 30%, что, как мне кажется, не совсем применимо на практике. Я вовсе не хочу сказать, что наследственность не влияет на развитие ребёнка, она просто ограничивает его возможности, ставит некие рамки, за которые он не сможет выйти. Однако, на моём опыте, могу сказать, что даже при «дурной наследственности» потенциал ребёнка, в опекунских семьях, раскрывается далеко не полностью (то есть не достигается даже та граница, очерченная генами), что является следствием воспитания. Закончить хотелось бы популярной фразой: «Гений – это 1% таланта и 99% труда».
#екатеринбург #маргаритаZ #психология #статья #воспитание #дети #сензитивность #родители #семья