Итак, я уволился из школы, куда дальше? Почему-то вспомнился давний разговор с мамой. Тогда, после моего ухода с военно-дирижерского, она заявила, что если я как батя пойду на завод, то я ей больше не сын. А чего она собственно боялась, что сопьюсь, как батя? Так отец пил давно, еще до своей женитьбы, не зря же бабушка предупреждала мать, что она с ним намучается.
Я не пил, не курил, занимался спортом, имел семью и маленькую дочку. Ради которой и решился кардинально поменять жизнь. Почему я должен был спиться? Я понимал, что мою мать больше всего волновал вопрос престижа, быть рабочим - это как клеймо неудачника. Рабочий в ее понимании это неразвитый мужик, вечно навеселе, с ним и на люди выйти стыдно. "Чумазый" одним словом.
За что очень боялась? Может, видела плохую наследственность. У отца все братья пили, он постоянно вляпывался в разные истории по своей слабохарактерности. Много лет спустя я понял, что скорее всего мое неумение ставить цели и решать поставленные задачи - это от отца. Я не умел решать задачки по математике, не мог решать их и в жизни. Помню, мать всегда ругая меня за какие-либо проступки, выговаривала: «Будь же ты похитрее. Своего ума нет, так у людей учись. Ну что мне с тобой делать? Вечно ты попадаешь в какие-нибудь истории».
И вот во мне словно черт проснулся, как будто назло ей решил идти на завод. Мы тогда не общались, мать была на Севере и про мой уход из школы ничего не знала. Да и знать не хотела, она устраивала там свою личную жизнь. В итоге привезла оттуда очередного мужа, не работягу - военного, но тоже горького пьяницу.
Все наши витиеватые семейные отношения изложены в подборке Мать и сын.
В районе, где мы жили, был огромный машиностроительный завод - БМЗ. И сам район, собственно, вырос вокруг этого завода и когда-то был отдельным от Брянска городом. Многие семьи работали на этом заводе целыми династиями. Среди них родители моих учеников. Посещая семьи отстающих по учебе детей (раньше это было обязанностью классного руководителя), я видел как обеспеченно они живут. Да и сами ребята, особенно старшеклассники, не скрывая своего нежелания учиться, говорили: «А зачем мне ваши пятерки, пойду на завод, как батя». Узнав, что я молодой специалист с высшим образованием, целый день торчащий в школе, получаю всего 113 рублей, они криво улыбались: «Да у меня батя на заводе с 8-леткой, помощник сталевара и получает 600 рублей. К чему мне ваше образование? И работает он всего 8 часов. Гудок прогудел, бросил кувалду и домой, и голова ни о чем не болит». Я понимал, что возразить на это нечего.
Так что и я решил пойти на завод, надо семью обеспечивать, ребенку и жене время уделять. Жена тоже начала работать в школе, а два учителя в семье - это катастрофа. Летом будучи студентом я подрабатывал на заводе, так что тяжелой работы не боялся. А на "престиж" мне было наплевать.
Пришел в кадры. На вопросы кадровика ничего толком сказать не могу. Куда хочу, чего хочу – не знаю, при этом ничего не умею. То есть в 26 лет всё надо было начинать с нуля. Кадровик решил мудро: «Вот тебе, парень, проходной лист для ознакомления с производством, походи по заводу, где понравится, там у начальника и подпишешь».
БМЗ в лучшие времена занимал площадь более 220 гектаров. В советские времена там работало более 24 тыс. человек. За проходной - город в городе: парки, сады, фонтаны с лавочками, столовые, кафе. И множество цехов.
Я с большим интересом бродил по улицам этого промышленного города. Обошел немало цехов и производств, и ни к чему душа не отозвалась. Везде я видел огромные полутемные цеха с закопченными стеклами, грязь, устаревшее оборудование (встречались даже прессы с клеймом 1913 года), закопченные лица рабочих, шум станков, стальной лязг... Все это действовало на меня угнетающе. Мне интеллигенту, привыкшему сидеть часами в тишине библиотек, трудно было перестроиться на новую реальность.
Только за три дня я смог обойти все цеха. Но так и не нашел ничего такого, что меня хоть как-то зацепило. Кроме завода с работой на тот момент не было никаких вариантов, поэтому надо было на чем-то остановиться. И вот, дойдя почти до самой окраины завода, я вдруг увидел вдали небольшое одноэтажное здание. Подойдя ближе прочитал: МОДЕЛЬНЫЙ ЦЕХ.
Первые ассоциации, которые возникали - это наши знаменитые кутюрье Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин. Но при чем тут машиностроение? Хотя, возможно, там разрабатывают новые модели тепловозов. Но тогда это не для меня. Я не инженер и не технарь. Но все же любопытно, захотелось взглянуть хоть одним глазком. И я зашел.
Переступив порог цеха, я оказался в атмосфере тишины и покоя. Приятно пахло свежеструганным деревом. Через многочисленные большие окна цех прекрасно освещался. На окнах цветы, кругом чисто, тепло и тихо. На больших чугунных подставках я увидел диковинные деревянные изделия.
Мимо меня прошел парень с кружкой чая. Он был в одной футболке и домашних тапочках!!! Судя по всему, был обеденный перерыв. Возле окон сидели мужики и играли в шахматы, кто-то читал книгу. Что это?! Неужели это тоже производственный цех?! Я не верил своим глазам! Сердце радостно забилось. Неужели нашел?!!!
Я спросил, как мне найти руководство. Начальника цеха на месте не оказалось, пришлось немного подождать и я продолжал рассматривать цех. Мне нравилось все: и неторопливость рабочих, и то, что никто не лез с расспросами, и какая-то особая аура в этом загадочном цеху.
Расспросив меня кто я и откуда, начальник очень удивился, как меня к ним занесло. Во-первых, им никто не требовался, во-вторых он засомневался, что учитель-гуманитарий сможет здесь работать. Специальность уж больно непростая. Модельщик все равно что конструктор, даже технологи идут к ним на "поклон". Так я впервые узнал о профессии модельщика по деревянным моделям - все металлическое, что крутится, двигается, вращается, вначале было сделано модельщиками из дерева, а уж потом отлито из металла.
Увиденное и услышанное сильно поразило меня, и мне захотелось работать только здесь! Я готов был учиться, но начальник цеха важно заявил, что ни одно ПТУ и ни один ВУЗ по такой специальности не готовит. Профессия очень редкая и передается от наставника к ученику.
Не знаю как, но я сумел уговорить его взять меня в ученики к опытному мастеру.