Советская мототехника не была самой лучшей в мире. Однако её полюбили многие соотечественники в силу обстоятельств. И так прикипели к ей особенностям, что даже недостатки сквозь прожитые годы иногда могут показаться достоинствами. Сегодня речь пойдёт о мопеде ЗИФ 77, который выпускался в СССР.
Это лёгкий двухколёсный транспорт для передвижения по дорогам. Много мальшичек гоняли на таких по улицам городов и деревень. Сейчас пришло время посмотреть на это чудо со стороны, отбросив все стереотипы.
Подобные мопеды выпускались на Заводе имени Фрунзе в Пензе. Это предприятие довольно старое, и существует с 1915 года в России. Его направленность – сборка и производства всевозможных металлоизделий для народного хозяйства. Сразу нужно сделать оговорку, что качество мопеда было далеко от идеального. Конструкция была несовершенной. Зато это ТС было недорогим, его мог себе позволить каждый гражданин. Тем более, что на таких веломопедах часто катались дети. Вообще, в силу стечения событий, всевозможные байки получили значительную популярность в Союзе.
Займы под залог техники: 6467373.ru
Герой материала собирался на конвейере с 1977 года. Лёгкий, универсальный, недорогой. А что ещё надо для всенародной любви? Весил мопед около 35 кг, топливо в баке прибавляло совсем немного. Шины использовались велосипедные, но купить новыми их было довольно-таки проблематично.
Сама конструкция байка почти на половину состояла из расходных материалов. Простенькие ободья колёс плохо справлялись с возложенными на них нагрузками. Часто мялись, а тонкие спицы лопались и гнулись. Но это было нормальным и для велосипедов. Многое, конечно, зависело от наездника.
Технические особенности
· В оснащении ЗИФ 77 двухтактный одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением рабочим объёмом 0.45 л и мощностью 1.2 л.с. Казалось бы, показатели не впечатляют, но в реальности для школьника или студента этих характеристик вполне хватало для нормального передвижения.
· Коробка передач отсутствовала, как класс. Привод был прямой. В распоряжении мопеда две цепи. Рулевое управление могло показаться довольно замысловатым. На руле было сразу три ручки. В том числе, для выжима сцепления и тормозов.
· Кстати, о тормозных механизмах. Они были барабанного типа. Амортизационная вилка перевёрнутого типа спереди вполне сносно выполняла свою функцию. Сзади же амортизации не предусмотрено. В этом смысле такой мопед по сегодняшним меркам впору называть хардтейлом, на манер маунтинбайков.
Чтобы тронуться на ЗИФ 77, нужно сперва запустить мотор. Потом с зажатой ручкой сцепления начать движение на педалях. В этом смысле процесс езды на мопеде ничем не отличается от такового на обычном велосипеде. Да и внешне ЗИФ очень похож на городской велик.
Потом необходимо отпустить рукоять сцепления и спокойно двигаться на моторной тяге. При этом байк едет вполне бодро, лишь на самых крутых горках приходиться подкручивать педали. Но это совершенно нормально и ожидаемо для такого класса техники. На то это и мопед, а не мотоцикл.
Что касается минусов «семьдесят седьмого», то они были. Во-первых, ломался он довольно часто даже по советским меркам. И пацанам всё время приходилось что-то мастерить в гараже. Точнее, не в гараже, а прямо там, где случалась поломка. Нужно сказать, что при наличии прямых рук и минимального набора инструментов, почти любую поломку можно было устранить. Электрика была не особо сильной стороной мопеда. Вроде бы приборов почти не было, но всё равно они доставляли определённые хлопоты.
Например, плохо работал головной свет. Фара светила откровенно слабо. Многие водители жаловались на педали, которые были не особенно надёжными. Есть даже негативные отзывы о том, что они могли просто развалиться на ходу. Шатуны были стальными, вполне пригодными. А вот кареточный узел не отличался качеством. Вообще, проблема подшипников была явной практически в каждом советском мопеде, велосипеде, мотоцикле. Качество этих комплектующих оставляло желать лучшего.
И всё равно на сегодняшний день многие бывшие владельцы с теплотой вспоминают свои мопеды. Ведь они лихо гоняли на них со скоростью 40 км/ч, опережая тех, кто был на обычных велосипедах. И лишь мечтали о более мощных мопедах…