...или о разнице между религиозностью и атеизмом. Просто образ, возникший в воображении.
Есть некий водоём, пусть будет море. Люди плавают по его поверхности. До определённого момента их не интересует то, что под водой — они довольствуются и удовлетворяются надводными видами, собственным плаванием. Некоторые из них изучают окружающий, видимый надводный мир, как могут. Это уровень материализма, атеизма: есть только то, что я вижу.
Но в какой-то момент люди задумываются: а что под водой, на глубине? У них есть история, повествующая о драгоценных сокровищах и кладах на дне моря. И вот люди начинают нырять. Некоторые из них, нырнув, не находят ничего — просто непонятная мутная толща воды. «Ну что ж, ничего не видно, значит там ничего нет» — думают они и выныривают обратно на поверхность. И продолжают жить, как жили — только там, где всё видно и понятно.
Другие же проявляют упорство, ныряют снова и снова, исследуют сначала толщу воды, потом и дно, подводные пещеры и рифы. И даже если им не хватает воздуха и они всплывают, эти люди не отчаиваются, ныряют снова. Вот это ныряние — это религиозный или философский поиск.
Некоторые из ищущих находят красивые ракушки или интересные кораллы. «Вот оно, обетованное сокровище» — думают они, и заканчивают на этом поиски. А другие ищут дальше, ищут драгоценную жемчужину, которая дороже всего на свете. Некоторые ищут вплоть до конца своих дней.
Чем мне понравилась эта картина с морем — она никого не клеймит и не выстраивает иерархий. Я много в своей жизни пыталась переубеждать, но при этом не могу с уверенностью сказать, что это всегда было справедливо. Честно — не знаю, сколько истин, много или одна. Образ людей в море может принять оба варианта.
Истина и смысл — это то самое искомое подводное сокровище. Красивые ракушки и кораллы — это разные мировоззренческие установки, религии, концепции, картины мира. Если допустить, что истина одна — значит люди, нашедшие ракушки, не прошли путь до конца, нашли лишь подобие истины. Если истин много — то для кого-то сокровище это ракушки, для кого-то драгоценная жемчужина, а для кого-то, возможно, его поверхностное существование.
А различие между людьми — в выборе: нырять или не нырять, искать или не искать. Возможно, тем, кто ныряет и находит разное, проще понять друг друга (всё ж таки и те, и другие верят, что есть сокровище, и ищут его), чем ныряющему и сознательно остающемуся на поверхности. Но рано или поздно все пойдут ко дну — и там, наверное, будет ясно, есть сокровище или нет.