Выяснилось, что в числе «невозвращенцев» есть дети местных чиновников, которые поступают в вузы на льготных условиях, учатся за счёт бюджета, но работать в сельской местности не хотят. В Саратовской области появилась комиссия, которая будет расследовать факты неисполнения студентами-целевиками своих обязательств. Соответствующее распоряжение подписал губернатор Роман Бусаргин.
На прошлой неделе спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин обнародовал итоги проверок, проведённых региональной прокуратурой. Оказалось, что дети сотрудников районных администраций обучаются за счёт бюджета на учителей и медиков, но не возвращаются в сёла, как того требует закон, а остаются либо в Саратове, либо в Москве, если учились в столичных вузах. При этом в договоре на целевое обучение прописан штраф, но он не покрывает даже годового обучения. Как показала прокурорская проверка, в Александрово-Гайском районе по целевым направлениям в вузы поступило несколько детей сотрудников администрации, однако назад из них не вернулся никто. Похожая ситуация в Романовском районе: не вернулись четыре молодых врача, дети местных чиновников, а также в Калининском районе и ЗАТО Михайловское. Спикер Госдумы потребовал от губернатора Романа Бусаргина выяснить, кто из детей чиновников получил образование за счёт бюджета, но не планирует его «отрабатывать», и найти способ наказать родителей.
Глава региона признал наличие детей-«отказников» не только у районных чиновников, но и у сотрудников областного правительства. «Они связывают судьбу своих детей не с родным регионом, а с Москвой. Использовать свою должность в интересах родственников непозволительно ни для кого», — написал губернатор в своём Telegram-канале. И буквально на следующий день подписал постановление о создании комиссии, которая будет индивидуально разбирать каждый случай отказа студентов, получивших целевое направление и не вернувшихся обратно работать по специальности. Помимо этого, комиссия проанализирует, кто из должностных лиц ответственен за ненадлежащее исполнение договоров о целевом обучении. Её возглавил вице-губернатор — руководитель аппарата губернатора Иван Пивоваров. Заместителем стал министр образования области Михаил Орлов.
Бурная деятельность по выявлению целевиков-невозвращенцев вызывает, по меньшей мере, удивление. О том, что молодые врачи и учителя не желают возвращаться на работу в село, известно давно. Весной 2022 года региональный минздрав озвучил цифры: только 40% выпускников медицинского вуза трудоустраиваются по целевому направлению. По информации заместителя министра здравоохранения области Дениса Грайфера, 29% выпускников-целевиков медиков отказались занять указанную в договоре вакансию и заплатили штраф.
Саратовские депутаты неоднократно обсуждали эту проблему, требовали пересмотреть условия целевых контрактов на обучение, увеличить штрафные санкции, но воз и ныне там. Последний раз эту тему поднимали весной прошлого года в областной думе. Представитель отдела образования Балашовского района сообщил, что в 2019 году из 13 целевиков трудоустроились лишь трое молодых учителей, в 2020-м из 16 выпускников в районе вернулись шесть, а в 2021-м — только один педагог из 13. Ранее было озвучено, что далеко не все муниципалитеты могут предоставить условия для молодых специалистов: отсутствует жильё, зарплата тоже не слишком высока.
Саратовцы недоверчиво отнеслись к призывам наказать местных чиновников, пристраивающих своих детей на целевые программы обучения. «А когда будут фамилии чиновников опубликованы?», «Неужели губернатор уволит виновных? Слабо в это верится!», «Кто поедет добровольно в Озинки или Перелюб работать? Зарплату надо поднимать, врач шесть лет учится по профессии!» — написали подписчики в Telegram-канале Романа Бусаргина. Некоторые выступили в защиту выпускников-целевиков: «Создайте условия, чтобы в Саратовской области было не хуже, чем в Москве, и зарплаты такие же — все родители желают для своих детей лучшего», «Районные больницы приличные должны быть, укомплектованные современным оборудованием, тогда от желающих отбоя не будет», «Молодых специалистов нужно заинтересовать, тогда и в сёла вернутся».