Сибирь 30-х годов, зима пошла на спад, но не сдавалась, сугробы осели, на них появился наст.
С образования колхоза прошло меньше года. Сегодня в конторе собрание.
Маша под вечер убежала туда, наказав сестре:
- ты, Дуня, настряпай капустных пельменей, тесто я уже завела, капусту поруби помельче в корытце сечкой. Самоха придёт с работы, ему сваришь на шестке.-
Работа у Дуси закипела, в свои 12 лет она многое умела делать по хозяйству. Готовые пельмени она выносила на мороз в сени, заготавливая впрок.
Туда зашла со двора коза, поддев двери в сени рогами. Хитрая бестия стала жевать рядки пельменей, лежащих на противне, от удовольствия мемекая. Что не съела, она сметала бородой на пол. Девчонка, занятая работой, ничего не слышала.
Тут хозяин пришёл с работы, он в мастерских ремонтировал трактор. Смотрит, дверь в сени нараспашку и коза причащается пельменями! Рогатая бестия понеслась вон, как фурия, чуть не сбив с ног мужика.
Это дало повод Самуилу в очередной раз закатить скандал:
-нахлебница! Навязалась на мою шею! Даже за скотиной не следит! Я вас всех до седых волос должен кормить?-
Дуся молча поставила ему на стол чашку с дымящимися пельменями, нарезала хлеба.
Помыв руки под рукомойником, Самоха стал быстро орудовать ложкой, низко наклонив над столом чубатую голову. Его гнев сменился на милость, вкусные пельмени, приправленные сметаной, таяли во рту.
Дуся пошла в сени убирать следы погрома. Слезы градом катились из её больших серых глаз, девочка не могла дождаться, когда её отец заберёт на далёкий Урал. Она молча глотала обиду.
Подметать голиком пол пришлось довольно долго, ведь испугавшись хозяина, коза не забыла оставить после себя россыпь чёрных горошин по всему полу.
Дуся вывалила на землю остатки пельменей, которые она подмела, коза бесстрашно подошла и стало доедать, ведь пельмени были с капустой, а капусту коза очень любила.
А колхозное собрание было в разгаре. Мужики курили безбожно, бабы обмахивались от дыма, но он плавал под потолком одеялом. Свет керосиновой лампы, висевшей на гвозде, едва был виден.
Сначала обсудили производственные вопросы: посевная, полевой стан, состав полевых бригад, сохранность семенного фонда. Вдруг из угла раздался зычный голос Марфы Чечулиной:
-за что это Ваське Стафееву выделили дом? Он лучше всех что-ли?-
Председатель Малыгин сразу возмутился:
-выделение дома Стафееву поддержало правление колхоза, а кулацких домов на всех желающих всё равно не хватит! И прошу не разглагольствовать! Переходим к насущным вопросам. Мне доложили, что курсы ликбеза посещают немногие из вас. Тёмные вы люди! Я требую, чтобы на эти курсы срочно записались те, кто умеет только ставить свою роспись!-
После собрания председатель зажал Машу в кладовке, он сразу запустил свою длань к ней за пазуху, она была не против. У ней вскоре запорхали бабочки в животе, как говорят. Молодые люди уединились, наслаждаясь друг другом, время для них остановилось.
А Машин муж Самоха управлялся по хозяйству, он зашёл в пахучее стойло тёлки, которая скоро должна отелится. Грубо её оттолкнул и стал чистить и скрести пол, потом набросал лапника пихты. После этого зашёл в избу.
Дуся сидела около керосиновой лампы и вязала носок.
-Хватит керосин жечь, ложись спать!
-распорядился хозяин.
-Я хотела дождаться Маню,- прошептала девочка.
-Не знаю. где её нелёгкая носит!
-заорал Самоха. Тут послышались шаги на крыльце- это пришла хозяйка.
Так и жили…