Найти в Дзене

Когда полетим в Сочи на «Комете»?

С возвращением Крыма в состав России большая страна получила в распоряжение пять новых морских портов — керченский, севастопольский, феодосийский, евпаторийский и ялтинский. Тогда же началась разработка стратегии дальнейшего развития этих портов, которая должна была не только дать им новый статус, но и создать иные условия работы. Однако этот процесс застопорился. Виной тому — имущественные комплексы этих предприятий, которые имеют ряд существенных проблем. Об этом в конце прошлого года говорилось на выездном заседании Комитета Госсовета РК по строительству, транспорту и топливно-энергетическому комплексу, проходившем в Ялте. В фокусе рассматриваемых вопросов находился Ялтинский морской порт. «Основная проблема портов — это, в первую очередь, их гидротехническое оснащение, — отметил во время заседания генеральный директор ГУП РК «Крымские морские порты» (КМП) Николай Зеленкевич. — Находящиеся на балансе Ялтинского филиала нашего предприятия гидросооружения расположены по всему Южному п

С возвращением Крыма в состав России большая страна получила в распоряжение пять новых морских портов — керченский, севастопольский, феодосийский, евпаторийский и ялтинский. Тогда же началась разработка стратегии дальнейшего развития этих портов, которая должна была не только дать им новый статус, но и создать иные условия работы. Однако этот процесс застопорился. Виной тому — имущественные комплексы этих предприятий, которые имеют ряд существенных проблем. Об этом в конце прошлого года говорилось на выездном заседании Комитета Госсовета РК по строительству, транспорту и топливно-энергетическому комплексу, проходившем в Ялте. В фокусе рассматриваемых вопросов находился Ялтинский морской порт.

«Основная проблема портов — это, в первую очередь, их гидротехническое оснащение, — отметил во время заседания генеральный директор ГУП РК «Крымские морские порты» (КМП) Николай Зеленкевич. — Находящиеся на балансе Ялтинского филиала нашего предприятия гидросооружения расположены по всему Южному побережью полуострова. Некоторые причалы необходимо давно демонтировать, поскольку они находятся в аварийном состоянии. Но сделать это не просто, поскольку стоимость каждого проекта составляет порядка 15 млн рублей. Более того, проектные работы, которые были заложены в федеральную целевую программу, по ряду причин не завершены. Отношения с нерадивыми подрядчиками пытаемся выяснить в судах уже в течение нескольких лет».

При этом, как говорит гендиректор, работа, которую проделало Министерство транспорта РК по определению технико-экономического обоснования развития пассажирской инфраструктуры, указывает на то, что необходимо менять и плавсредства.

-2

«Если говорим о пассажироперевозках, то отмечу, что существующий сегодня флот практически выработал свой ресурс: он частично уже перешагнул нормативный срок эксплуатации, составляющий 40—45 лет. Мы вновь рассматриваем функционал «Комет». Но и они с технической точки зрения требуют доработки», — сказал Н. Зеленкевич, заметив, что на сегодняшний день у портов трудное финансовое положение, и администрация предприятия считает каждую копейку.

Тем не менее, по его словам, прорабатываются варианты работы и с электроходами (судно с электродвигателем), основные преимущества которых заключаются в возможности быстро плавно менять скорость и направление вращения движителя, что улучшает манёвренность, даёт низкий уровень шума и вибрации, а это важно для пассажирских судов.

Экранопланы могут развивать большие скорости.
Экранопланы могут развивать большие скорости.

«Но и тут возникает большое количество вопросов: и в отношении строительства таких судов, и в отношении организации соответствующей инфраструктуры, которая позволит их эксплуатировать. Не меньше вопросов к предлагаемой работе с экранопланами (имеющими амфибийные свойства), которые весьма прогрессивны, ведь у них есть возможность развивать запредельные скорости. Но... опять же, необходимо соответствующее финансирование, а оно отодвинуто на неопределённый срок», — посетовал Н. Зеленкевич.

Гендиректор отметил, что для исправления ситуации разработаны мероприятия по реорганизации ГУПа путём разделения имущества и выделения средств из республиканского и федерального бюджетов.

«Надеюсь, благодаря этому у портов, в частности у ялтинского филиала, появится возможность расходовать деньги по своему усмотрению — как выгодно каждому из них. Но повторюсь, перво-наперво надо срочно ремонтировать то, что имеем, то есть причалы. А особо аварийные, которые несут реальную угрозу акватории портов, вообще нужно убирать и строить новые. Ну и, конечно, необходимо восстанавливать флот, особенно пассажирские суда. Мы уже приняли такое решение, надеюсь, в 2023 году начнут курсировать наши четыре судна по маршрутам, которые уже определены», — подытожил своё выступление руководитель госпредприятия.

Н. Зеленкевич.
Н. Зеленкевич.

На эту животрепещущую тему высказался и заместитель председателя профильного комитета Госсовета РК Валерий Аксёнов, заявив, что самой важной проблемой Ялтинского порта, конечно же, являются морские перевозки. Ялтинский торговый порт, по его мнению, — это прежде всего пассажирский порт. Он имеет более 15 гидротехнических сооружений по всему ЮБК, начиная от Фороса и заканчивая Судаком, естественно, является основным источником дохода предприятия, но при условии полноценных пассажирских перевозок.

«А их у нас нет, — высказал возмущение В. Аксёнов. — Нам надо восстанавливать флот, разрабатывать нормативно-хозяйственную базу. Делать это нужно совместно с Краснодарским краем, так как там аналогичные проблемы, да и вместе решать вопросы гораздо проще. Вы только подумайте, насколько были бы разгружены шоссейные дороги, если бы существовали прибрежные пассажирские перевозки. Предлагаю рассмотреть вопрос о запуске трёх имеющихся в Севастополе «Комет» по маршрутам Севастополь—Ялта—Сочи и обратно. К тому же надо задействовать суда, перевозящие туристов вдоль берега Крыма, при этом отработать вопрос с налогами — некоторые ребята (владельцы таких судов. — Авт.) работают, а налоги не платят».

В. Аксёнов.
В. Аксёнов.

По словам депутата, идею о совместном совещании с представителями Законодательного собрания Краснодарского края, цель которого — обсудить программу совместного развития черноморского мореходства, поддержал и глава крымского парламента Владимир Константинов.

«Нужно такую программу подготовить, и уже в феврале постараться провести встречу, чтобы как можно скорее вынести наши совместные наработки на уровень Кремля», — подвёл черту В. Аксёнов.

Участники заседания такое предложение поддержали единогласно.

Ольга САФРОНОВА.

Сайт "Крымские известия"
Сообщество в ВК
Сообщество в ОК