Новости из Италии, касающиеся прихода к власти правого правительства во главе с «Братьями Италии» и премьер-министром Джорджей Мелони, невольно заставляют вспомнить о традициях борьбы между левыми и правыми, сформировавшихся в течение всего ХХ века.
Принципиальным образом эта борьба отразилась и на киноискусстве: в период 60-80-х годов Италия создала острейший политический кинематограф.
Для Италии середины ХХ века характерна постоянная общественная напряженность. Многие фашисты времен Муссолини никуда не делись, при этом влияние коммунистов и социалистов после партизанских битв Второй мировой тоже оказалось весьма значительным.
Как замечает Михаил Трофименков в книге «Кинотеатр военных действий»:
«Ведущие (да и не ведущие тоже) режиссеры Италии — коммунисты. Вообще все итальянские интеллектуалы и художники — коммунисты. Даже если не оформили свои отношения с партией, даже если хлопнули дверью в 1956 году, даже если изгнаны за «совращение несовершеннолетних», как Пазолини».
Эти левые кинематографисты создавали острое кино на социальные и политические темы, весьма агрессивно нападая на оппонентов при помощи художественных образов.
Появляется и череда режиссеров, специализирующихся почти исключительно на таком кино: Джилло Понтекорво, Франческо Рози, Элио Петри, Карло Лиццани. Кто-то снимал фильмы о борьбе принципиальных людей с прогнившими коррумпированными чиновниками («Руки над городом», «Поместите чудовище на первую полосу»); кто-то о политических заговорах («Дело Маттеи», «Дело Моро»), появлялись ленты с критикой нечистых на руку силовых структур («Следствие по делу гражданина вне подозрений», «Я боюсь»), а иногда поднимался интернационалистский революционный клич («Битва за Алжир», «Операция «Чудовище»).
Выход подобных фильмов не только представлял собой проявление гражданской позиции, но также помогал установить контакт с аудиторией, завести с ним серьезный разговор о судьбе общества, в котором кинематографист живет вместе со зрителем.
К сожалению, начиная с 90-х годов политический кинематограф в этой стране сошел на нет. Однако новые повороты истории способны давать новое наполнение и свежий импульс прежним формам. Дадут ли ответ итальянские кинематографисты на вызовы эпохи? И, что еще важнее, сделают ли это деятели кино в других странах?
__________________
Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!