Найти тему
Станислав Б

Водокрес - славянский праздник живой воды

Картинка взята из доступных источников Яндекс фото и картинок
Картинка взята из доступных источников Яндекс фото и картинок

Великий Водокрес 19 января — второе Водосвятие у славян.

Само название праздника "Водокрес" (Крес Воды) — буквально означает Оживление Воды.

В этот день Солнце активирует (зажигает) всю воду земли своей огненной Силой.

И в это время очень важен прямой контакт с Водицей.

У этого праздника, суть такова — встреча двух первородных Сил (Воды и Огня небесного) и щедрые дары Родных Богов...

В это время Велес Вещий Бог посылает людям Здраву - благословляет все Земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов.

Богиня Макошь так же прислушивается к просьбам людей.

Нужно знать, что существует путаница в названии Водокрес - Водосвет, путается Велесов день, Турицы зимние, Крещенские купания...

Водокрес - это сам праздник в целом, как явление, Водосвет же - это как локальное событие этого праздника, когда вода непосредственно освещается Солнцем.

С научной точки зрения этот момент подвергся серьезному изучению различных святил наук, и так сами уже учёные были шокированы результатами исследований, входе которых выяснилось, что именно 19 января (а не 18, как принято в христианстве) вода в естественных водоемах превращается в структурированную, с симметричной решеткой, и несёт в себе позитивную информацию и энергию и со снегом происходит абсолютно то же самое.

18 числа она только начинает очищаться, а 19 окончательно входит в Силу, а 20-го начинает терять свои свойства и качества.

А вот темные силы к этому времени - чёрные навьи (позже их называли бесами), запертые в Яви, лишались уже последних сил. Этим часто пользовались колдуны — люди, которые призывали чёрных навий для своих злых дел.

Колдуны, получая от Хаоса своё могущество, обречены, как все знали, после своей смерти превратиться в змей, поддерживающих столбы последней крыши Нави. Оттого-то и держались колдуны за свою жизнь, подчас выпивая силу и кровь других людей, чтобы продлить свою молодость. И умирали долго и мучительно, стараясь передать своё проклятие кому-нибудь из живущих ( обычно это кто-то был из родственников ) и уйти в Навь обычным смертным. Поэтому к тому времени навьи были слабыми, а колдуны — сильными, принявшими их силу на себя.

Как отмечали праздник?

По окончании обряда Водокреса и солому, и елочки крестьяне разбирали и относили в скотные дворы с целью предохранить скот от болезней, порчи, от воздействия на него “волхиток” (колдуний) и вредных действий “скотнова суседка”, то есть дворового». (Макаренко А.А., с.43).

«Сюда же, на прорубь, пригоняли скот, который окропляли освященной в реке водой. Кое где считалось правильным приезжать на лошадях, а не приходить. По объяснениям, это делалось для “освящения” скота с целью предохранить его от болезней и от порчи колдунов и ведьм: “/…в реку, конечно, лошадь не загонишь, потому что вода оченно студеная, так пусть хоть по льду пройдется и защитится». (Максимов С.В., с.280-281).

Окропление святой водой строений накануне и в день праздника совершалось еще и для того, чтобы выгнать отовсюду святочную нечистую силу, имеющую в разных местностях свои названия.

Так, в Вологодской губернии святой водой из домов, овинов, бань и т.п. выгоняли шолышнов. В Иркутской губернии бесов-шулюпанов во время большого водосвятия давили копытами лошадей состязавшиеся в верховой езде у проруби.

Подобным образом в некоторых местностях нечистую силу изгоняли ночью накануне Богоявления:

«… толпа молодых парней верхом на лошадях носится по всем дворам, бьет метлами и кнутами по всем темным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом». (Степанов Н.П., 1899, с.18).

Все это делалось с целью защиты, ведь в Великий Водокрес все колдуны особенно опасны, так как они встревожены Водокресом и потому мечутся повсюду. Кое-где считали, что если не защитить в этот вечер скотину, окропив ее и загородь божеской водой, то нечистый будет сильно мучить скотину, и на следующее утро она будет в мыле и в поту.

Поминальный ужин ( кутья )

Праздничный ужин в день Водокреса — Водосвятия назывался “голодной кутьей”. Обязательными блюдами этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Блины на Водокрес ставили в хлев для дворового с целью обеспечить благополучие для скота.

В старом календаре день Водокреса — Водосвятия был одним из важнейших праздников начала года, осмысляемый в мифологическом сознании как рубеж, за которым создаваемый в святочное время мир приобретал качественно новые характеристики: четкость, упорядоченность, устойчивость и т.п. С этого праздника все становилось на свои места: начинался своего рода новый отсчет времени, закрывались границы между «мирами», прекращался контакт людей с «иным» миром, и они возвращались к своему привычному течению жизни.

Воду, полученную в этот день всегда сберегали и пользовали для исцеления, а некоторые — для чародейства. Так праздник Водосвятия у славян закрывал череду значимых дней в кологоде.

Вся информация взята из доступных источников и славянских форомов.