Исследователь Бен Диккенсон в книге "Новый голливудский радикализм" (Hollywood's new radicalism) отмечает любопытную тенденцию. Когда курс Вашингтона резко повернул к неолиберализму с его опорой на крупный бизнес и презрением к социальным вопросам, многие прогрессивные киношники, осевшие в Калифорнии еще в 70-х, принялись активно критиковать пришедшую администрацию. Беда в том, что они сосредоточились именно на президенте Рейгане.
Из-за акцента на том, что Америка катится в пропасть лично из-за Рональда Рейгана, закономерно вытекал и творческий метод протестного кино: противостоять несправедливости тоже должен был конкретный человек с его собственным моральным выбором.
Наиболее заметным в этом течении стал Оливер Стоун, ибо его "Сальвадор", "Взвод" и "Уолл-стрит" жестоко критиковали правительственную политику, но при этом их герои всегда одиночки, а драматургия строится на частной нравственной дилемме. Короче говоря, роль личности в истории разрослась до абсолютных размеров, а коллективная борьба, вопросы солидарности и интересы целых групп населения будто бы выпали за пределы повестки.
Позже это привело к тому, что голливудские левые и левоцентристы попали в собственную ловушку после появления на арене Билла Клинтона, ибо благодаря демократическим лозунгам и огромной харизме, многие уверовали в иллюзию о благородном спасителе. Например, актер и активист Эд Аснер признавался: "Я считал Билла Клинтона, вероятно, наиболее блестящим человеком, занимавшим Белый дом".
В этот момент американское кино наводнили добрые и беспокоящиеся о народе президенты (Майкл Дуглас в "Американском президенте"; Билл Пуллман в "Дне независимости"; Мартин Шин в "Западном крыле" и т.д.). Однако благородный спаситель оказался не столь благородным, и к XXI веку американские прогрессивные кинематографисты оказались довольно сильно деморализованы - ведь выяснилось, что способы борьбы, защищаемые ими 20 лет, были ошибочными. Их собственный подход обратился против них.
Пожалуй, фиксация на отдельных персоналиях может быть довольно опасна не только для американских кинематографистов.
__________________
Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!