Дополню свою статью про федеральный бюджет в 2022-м данными по нефтегазовым доходам. Сама эта категория достаточно условна, т.к. в неё обычно включают лишь самые очевидные налоги, имеющие отношение к нефти и газу (НДПИ, экспортные пошлины). В то время как, понятно, есть ещё значительная часть доходов бюджета, связанная с нефтянкой косвенно (через НДФЛ немалых зарплат нефтяников, налог на прибыль нефтегазовых компаний и т.д.), но они традиционно включаются в категорию "ненефтегазовые доходы", т.к. их трудно вычленить. После этого необходимого уточнения давайте посмотрим на динамику нефтегазовых доходов с учётом инфляции (данные брал из статей РБК и нефтегаз.ру, за 2022-й - сегодняшние данные Минфина).
Видны "хлебные" периоды - 2006-2008, 2011-2014, 2018-й. Прошедший 2022-й практически их догнал (11,6 трлн руб). Для сравнения посмотрим на общие доходы (и расходы), а также ненефтегазовые.
Видно, что колебания бюджета в целом почти целиком объясняются колебаниями нефтегазовых доходов. Но и прочие, ненефтегазовые доходы немного связаны с ними по динамике. Так, после 2007-го, во время кризиса 2008-9 по ним был сильный провал. После 2010-го года не росли по сути ни те, ни те. В 2015-м, после резкого падения цен на нефть, по ненефтегазовым было очередное дно, впрочем, уже не такое глубокое (возможно, помогла девальвация рубля?). Восстановление произошло лишь в 2019-м, когда не только выросли цены на нефть, но и были приняты меры по усилению налоговой нагрузки (увеличение НДС, например). Особенно сильный рост был в 2021-м. Но в 2022-м они снова упали, с учётом инфляции - процентов на 10,7. На этот раз это падение не связано со спадом нефтегазовых доходов (как в 2009-м), напротив, они его отчасти компенсировали, общий спад составил с учётом инфляции всего пару процентов. Но значительный рост расходов всё равно вызвал достаточно крупный дефицит (об этом я уже писал в статье про бюджет в 2022-м).