Найти тему
Культурный рассвет

О роли фильмов с политическим подтекстом в нашей стране

Часто ли мы замечаем политику на российском кино- или телеэкране? Имеются в виду не новостные репортажи или бесконечные ток-шоу с вопящими друг на друга джентльменами, а художественные фильмы или сериалы. Можем ли мы вспомнить политическую драму, выходившую в России за последние 25 лет? Лично мне в голову ничего не приходит. И это весьма любопытный культурный факт.

Кто-то скажет, что отечественное кино вообще с политическим жанром плохо дружит, но тезис едва ли будет объективным. В советские времена существовали целые направления «ленинианы» или «сталинианы», где с разных сторон показывалась работа большевиков непосредственно перед революцией или в первые годы их власти.

Зачастую эти ленты носили открыто пропагандистский характер, а иногда становились инструментом политической борьбы (например, «Великий гражданин» был направлен против так называемого троцкистско-зиновьевского оппозиционного блока). Время от времени появлялись ленты взвешенные и серьезные, пытавшиеся анализировать ленинскую политику в различные кризисные периоды – в основном подобные фильмы ставились по произведениям или при участии драматурга Михаила Шатрова («Штрихи к портрету В.И. Ленина» или «Шестое июля»).

Порой такое обращение к большевистским истокам сталкивалось с проблемами: «Штрихи к портрету В.И. Ленина», к слову, лежали на полке аж до 1987-го. 80-е годы и последовавшая Перестройка дали направлению новое дыхание, и некоторые кинематографисты бросились переосмыслять прошедшие десятилетия: в том числе стали обращаться к судьбам опальных большевиков («Враг народа – Бухарин», «Троцкий», «Две строчки мелким шрифтом») или спорным эпизодам в истории политбюро («Серые волки» о заговоре против Хрущёва).

До распада СССР это еще представляет собой попытки с той или иной стороны взглянуть на возможность иных путей, а после распада превращается в последние удары по умершему советскому проекту. Но уже к середине 90-х годов интерес к политическому жанру у кинематографистов полностью пропадает.

-2

Кинематограф новой России будто бы принципиально избегает любой очерченной политики в художественных произведениях. Есть, конечно, многочисленные исторические блокбастеры, рассказывающие либо о мощи централизованной власти, либо о губительности всяческих бунтов и революций, но они все опрокинуты в прошлое, и чем дальше залезают, тем комфортнее. Современная конъюнктура затрагивается лишь по касательной и всегда в неполитических жанрах (как в «Левиафане» или «Последнем министре»). Наконец, фигуру главы государства вообще невозможно увидеть в кино, причем, неважно, в критическом или в хвалебном тоне.

Даже вымышленных президентов России на экране не бывает, что часто бывает в зарубежных фильмах (можно вспомнить «День независимости» или «Падение олимпа»). Неужели на протяжении почти трех десятилетий не происходит ничего, что заслуживало бы внимания в рамках политического фильма? Причем именно, что ничего – ведь даже панегириков о великих свершениях великих лидеров (а-ля «сталиниана») что-то не видно. Царство вечного спокойствия.

Видимо, в таком царстве зрителю нечего задумываться политике – всё и без нее прекрасно. Впрочем, что-то мне подсказывает, что политическое кино еще скажет свое веское слово о российской действительности.

__________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!