Цель: вовлечение родителей в совместное с детьми общение.
Задачи:
- развивать позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия;
- познакомить родителей с примерами игр по развитию речи детей раннего возраста.
В настоящее время проблема развития речи у детей раннего возраста очень актуальна. Многие дети имеют признаки задержки развития речи. Компенсировать отставание в развитии (физическом, психическом, умственном, речевом) максимально быстро и эффективно можно в раннем возрасте, так как этот период характеризуется пластичностью и чувствительностью нервной системы.
Ребенок 2-3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему интересно. Поэтому всё, что вы рассказываете вашему малышу должно быть:
1. Наглядно: рассказывая про посуду, показывайте посуду, рассказываете про мебель, показывайте мебель.
2. Эмоционально: не интересно слушать человека, который говорит монотонно, поэтому сделайте свою речь эмоционально окрашенной, используйте паузы, мимику и жесты.
3. Правильно: говорите простыми словами и фразами, речь должна быть чистая, без нарушений, «не сюсюкайте» с ребенком, повторяя его неправильные слова.
Всегда говорите четко и медленно, при этом ребенок должен видеть, как вы произносите то или иное слово.
Поиграем!
«Цепочка слов»
Цель: обогащение словаря, развитие слухового внимания, мышления.
Суть - подбор слов, объединённых каким-либо признаком. Ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Воспитатель: Это кто (показ картинки с кошкой или игрушки)?
Родитель: Кошка.
Воспитатель: Что есть у кошки?
Родитель: Голова, хвост, уши, лапы, когти...
Воспитатель: Когти острые и колючие. Что ещё бывает колючим?
Родитель: Ёлка, ёжик...
Воспитатель: А где живёт ёжик?
Родитель: В лесу.
Воспитатель: А кто ещё живёт в лесу?
Родитель: Волк, лиса, заяц…
Воспитатель: А какого цвета шубка у зайца зимой?
Родитель: Белого.
Воспитатель: А что ещё бывает белым?
Родитель: Снежинки, снег, снеговик, облака…и т.д.
«Найди по цвету»
Цель: закрепление названий цветов, согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета или сами предметы.
Например:
- красное яблоко, красная шапка, красный карандаш;
- жёлтое солнце, желтая репка, жёлтый кубик;
- синее небо, синяя краска, синий шарик;
- зелёное одеяло, зелёная ёлка, зелёный листик.
«Мои пальчики расскажут» (пальчиковая гимнастика)
Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Воспитатель показывает мишку, читает текст, а «играет» ребенок.
«Мой мишка»
Я рубашку сшила мишке. (Показывает мишку и гладит его.)
Я сошью ему штанишки. (Показывает штанишки.)
Надо к ним карман пришить. (Показывает карман.)
И платочек положить. (Вкладывает в карман платочек.)
«Каша»
На плите сварилась каша: (Берем кастрюлю с плиты.)
-Где большая ложка наша? (Ищем ложку.)
Я тебе перед едой руки вымою водой, («Моем» руки, вытираем.)
Повяжу тебе салфетку, (Завязываем салфетку.)
Ешь котлетку, ешь конфетку, (Даем на тарелочке конфету.)
Молоко свое допей («Поим» молоком.)
И гулять пойдем скорей! (Идём гулять)
«Я учусь правильно дышать» (дыхательная гимнастика)
Цель: развитие правильного речевого дыхания у детей - долгий вдох и плавный выдох.
Полезно ежедневно выполнять дыхательные упражнения и игры:
- дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на детских музыкальных инструментах;
- дуть на привязанные к ниточке шарики, разноцветные бумажные фигурки;
- надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
- сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении;
- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
«Я рисую с мамой сказку".
Жила была кошечка (мама рисует кошку)
Она была очень грустная, у нее на спинке было мало полосок (рисуются 2-3 полоски). Давай развеселим кошечку и нарисуем ей много полосок (ребенок рисует полоски).
Кошка обрадовалась и пошла гулять по дорожкам (мама рисует дорожку).
Теперь кошка будет гулять по другим дорожкам.
Нарисуй длинные дорожки для кошки (ребенок рисует длинные линии).
Кошка будет играть – катать клубочки (мячики) по дорожкам, вот такие (мама рисует спиральные линии).
Теперь ты нарисуй клубочки для кошки (рисует ребенок разными карандашами).
Если ребенку интересно, можно дополнять рисунок и дальше придумывая сказку. Варианты сюжетов:
- сказка о солнышке, дорисовывая ему лучики;
- про шарики, дорисовывая им ниточки;
- про недовязанные рукавички, дорисовывая клубочки;
- про то, как затопили печку и дорисовывая дым из трубы;
- про то, как собачка потерялась, дорисовывая дорожку домой;
- про ежика, дорисовывая ему колючки;
- про елочку, дорисовывая ей ветки;
- про платочек в подарок, дорисовывая ему узор из полосок и.т.д.
Спасибо за внимание. Удачи вам!