В феврале 1982 г. в 1 источнике появилась информация о поломке эскалатора в Московском метро. «Вечерняя Москва» сухо прокомментировала о наличие жертв на станции «Авиамоторная». Причины не озвучивались. А ведь это была не просто поломка, а одна из страшных трагедий за всю историю советского метро.
Гордость СССР
В СССР метро было гордостью страны. В больших городах либо были уже построены станции, или находились на этапе проектирования. Каждая стация была не похожа друг на друга. Обслуживали метро квалифицированные специалисты, а транспорт и оборудование - самым современным.
Московское метро было особенным. За рубежом этот вид транспорта был более развит, но даже иностранные специалисты поражались его уникальностью.
Почти год шло расследование трагедии. От советских людей все было скрыто под завесой тайны. Лишь мифы и предположения ходили по стране. Скрыть трагедию не удалось от иностранных репортёров. Они рассказывали о ней из каждого утюга о сотнях погибших.
С чего же все началось?
Калининский радиус включал 6 станций метро:
Марксистская.
Площадь Ильича.
Авиамоторная
Шоссе Энтузиастов.
Перово.
Новогиреево.
За 3 месяца до трагедии на эскалаторы поставили новую тормозную систему. Обслуживание и регулировка отличались от ранее поставленных. Эта информация была прописана в инструкции к системе. Но мастера не удосужились ознакомиться с информацией и обслуживали систему по старому методу.
Раскрыть этот факт помогло только тщательное расследование и опрос специалистов. Система не могла работать исправно на протяжении всего времени эксплуатации, что и привело к трагедии.
На 96 ступеньке вышла из строя «гребенка» нижней платформы. Событие было бы не так трагично, если бы это произошло не в этот промежуток времени.
Роковой час
После окончания работы предприятий вокруг станции хлынул большой поток людей. Начало час-пика приходился на 16.30. Для увеличения пропускной способности был включен 4 эскалатор.
Комиссия провела расследование и собрала по минутам события «московской мясорубки». В 16.40 дежурным по станции был произведен обход. В журнале стоит пометка о работе системы в штатном режиме. В 17.00 произошла блокировка главного привода в автоматическом режиме.
Этому послужило выход из рабочего состояния 96 ступеньки. При исправной системе механизмы, отвечающие за движение эскалатора, должны были отключиться с помощью рабочего тормоза. Но тормозная система из-за неправильной настройки была в аварийном режиме и не распознала сигнал.
Отключенный электродвигатель не остановил эскалатор. Он только усиливал скорость движения. На тот момент вес находившихся на нем людей составлял 12 тонн. Увеличение скорости заметили люди, находившиеся на эскалаторе и ехавшие рядом.
Рассказ участника тех событий повествует о такой скорости, что люди на других эскалаторах будто поехали вверх. Сначала никто не испугался, а только все подшучивали друг над другом. Со скоростью увеличился и шум оборудования.
Дежурная, сообразив о поломке и нерабочем тормозе, кинулась к ручке аварийного торможения. Он находился в будке, расположенной на балюстраде. Но, увы, ее попытки блокировать работу эскалатора не увенчались успехом.
Это было начало конца. Ступени ломались о «гребёнку». Люди не успевали сойти с эскалатора и падали друг на друга. Люди в панике бросились бежать вверх, но это привело только к толчее. Они спотыкались друг о друга и падали вниз. Кто-то пытался перелезть на соседний эскалатор, но падал вниз. Осколки от разбившихся светильников ранили их.
Паника продолжалась 110 с. Наконец дежурная дозвонилась до машинного зала. Эскалатор был выключен. И тут становится непонятной одна деталь. В ходе расследования было выявлено, что электродвигатель был отключен ранее системой, а потом машинный зал его выключил снова.
Правдоподобнее, кажется версия, что эскалатор двигался под массой людей, а через 110 с. он опустел и остановился.
Но факт есть факт. Уже в 17.10 на станцию никого не впускали. Поезда проходили мимо станции без остановки. В 17.45 здание было перекрыто полностью.
Организованность и профессионализм, как сотрудников станции, так и людей, находившихся внутри, остался на должном уровне. Спустя несколько часов от трагедии не осталось и следа. Удивляет тот факт, что расследование не придали огласки. Для чего было скрывать подробности? Это и послужило созданию большого количества мифов о событие того дня.
Как вы думаете, правильно ли делал СССР, что не говорил в СМИ о всех трагических происшествиях? Стоит ли перенять России подобный опыт?