Скажите честно, что многим из вас хотелось так же проникновенно играть на гитаре, как некий друг детства в вашей компании, или так же виртуозно владеть искусством игры на ударных во время концерта любимой группы, или просто бренчать в своё удовольствие а вот хотя бы на укулеле...
Именно для тех, кого музыка наполняет больше, чем музыка в наушниках, и существует проект «Оркестратория», где каждый может играть в составе ансамбля, не будучи профессиональным музыкантом и даже не умея играть изначально, и получать от этого удовольствие.
Как можно научить играть немузыканта и какой в этой игре высокий смысл, мы спросили руководителя проекта Ирину Шевцову.
– Сколько лет проекту «Оркестратория»?
– Название «Оркестратория» появилось в 2018 году, а идея мультиинструментального ансамбля для всех – чуть раньше, когда мы начали музицировать в Хорошколе (частная школа на северо-западе Москвы – прим.) с детьми и внезапно позвали родителей. Оказалось, что когда взрослые встречаются с детьми, музицировать ужасно весело, и появляется больше новых возможностей.
– Проект, который мы открываем в Коммунарке, – третий…
– У меня это третий проект. Первый был открыт в Хорошколе, есть еще коллектив в Европейской гимназии.
– Кого мы зовём в Оркестраторию?
– Мы зовём всех кому хочется играть. Кто чувствует, что музыка для него нечто большее, чем музыка в наушниках, кому хочется создавать музыку самому. Если такая потребность есть – чтобы музыка исходила из твоего тела, из струн, к которым ты прикасаешься, тогда срочно нужно всё бросать и начинать музицировать с нами.
– Мы говорим, что это не профанация и не трюкачество. Я никогда не играла на музыкальном инструменте, но потребность, как ты говоришь, есть. Я знаю, что у гитары 6 или 7 струн. И за что же я буду дергать, чтобы сыграть мою партию?
– Даже довольно сложную музыку можно разложить на очень простые партии. Если нас много, у нас может быть много простых партий. Мы можем сложить их вместе так, что суммарно они дадут нам интересную партитуру, довольно сложно организованную.
Поэтому суть методики в том, чтобы разделить сложную музыку на множество маленьких очень простых партий. В зависимости от того, знаете ли вы три аккорда на гитаре, играли когда-то или совсем ничего не умеете, мы делаем для каждого персональные партии. Это будет ровно такая партия, с которой человек может справиться, что называется, с ходу, потому что основная задача проекта – сразу получать удовольствие от музицирования, не продираясь через годы изнурительных тренировок, и видеть, как твой голос вписывается в общее звучание!
Суть методики в том, чтобы разделить сложную музыку на множество маленьких очень простых партий
– И все-таки как человек, не умеющий играть ни на чём, не знающий нотную азбуку, сможет играть? Бывают ответственные люди, которым непременно надо сразу понимать, за что надо дергать, в какой последовательности жать.
– Что касается технических аспектов, то тут нам на помощь приходят совершенно прекрасные наклейки из интернет-магазина в виде сердечек. Это страшный секрет Оркестратории! И это работает!
Ты наклеиваешь сердечко на нужный лад, и у тебя есть нота! А дальше – наклейки бывают разных цветов. В песне можно отметить такую «ноту» возле текста. Можно взять настоящие ноты и над каждой наклеить или нарисовать нужный цвет, соответствующий моменту, когда нужно нажимать! И вот оно – совпадает!
Конечно, это не заменяет нам внутренней музыкальности, но она есть у всех! Люди, которые говорят «у меня нет чувства ритма», «мне медведь на ухо наступил», просто слышали эти фразы в детстве. Им кто-то их когда-то сказал. На самом деле это никогда не соответствует истине! Я вот честно никогда не видела людей, у которых совсем нет музыкального слуха. Может быть, они существуют, но в моем поле они не оказывались никогда.
Можем предложить прекрасный инструмент глюкофон. В нём много нот, но по-моему, каждый человек может его взять и играть на нём.
– А что это за инструмент?
– Это довольно современный по времени возникновения инструмент. Он похож на «летающую тарелку», разделенную на лепестки, каждый со своим тоном. Самое главное в этом инструменте – его космический звук. Наверно, его секрет в особом металлическом сплаве. Как только ты прикасаешься к инструменту, уже рождается волшебство.
– Я знаю, что самый первый состав Оркестратории уже не просто встречается на репетициях в школе, но готов выезжать в другие места.
– Сейчас у нас состав довольно подвижный. Но основу Оркестратории составляют родители школьников, с которыми приходят их дети. Школьный состав варьируется, потому что у ребят кружки-секции, но глобально они тоже с нами.
Недавно нас пригласили выступить на рождественском маркете в «Простой школе», приехали многие наши участники и приехал мальчик-девятиклассник, который никогда с нами не играл (раньше он просто приходил и ждал своего папу). В этот день у нас не было ударника, и парень готов был подыграть нам на кахоне. Он так классно сыграл с нами, что мы сразу увидели за этим домашнюю, семейную работу.
– Каким образом можно выстраивать репертуар, если состав, как ты говоришь, подвижный?
– Наверно, это самый сложный момент, который требует от ведущих Оркестратории определённой сноровки. За последний год, наверно, ни одна репетиция не пошла по задуманному сценарию. Я пишу партитуры, печатаю партии (которые, как вы помните, рассчитаны на определённого человека), а приходят совершенно другие люди. Приходится на ходу перекраивать план, брать другую песню.
Но открою еще один секрет: все классные песни строятся на трёх аккордах, которые уже 300 лет назад звучали в музыке Гайдна, Моцарта и Бетховена. Я беру эти три аккорда, рассказываю, что может сделать каждый инструмент, какие у него вообще есть возможности внутри каждого аккорда и что можно с ним делать, чтобы импровизировать.
То есть даже если человек знает один аккорд из трёх, он может играть его, чувствуя полное счастье. Но тут выясняется, что внутри этого аккорда можно что-нибудь сделать, менять и варьировать его. Это уже начало импровизации и полный восторг, который производит вау-эффект.
Так что, с одной стороны, перемена планов вызывает большой стресс, с другой – даёт новые идеи и находки.
Даже если со взрослыми вдруг прибежали дети из началки, которые хотят прыгать, бегать, всё трогать, изучать и хватать, всё равно есть схемы, которые работают.
Мы делаем импровизации, задача которых – выразить своё настроение. Особенно это работает с детьми. У них нет предвзятого к себе отношения, они не думают «ой, я не умею импровизировать, у меня точно ничего не выйдет». Они очень быстро включаются и начинают искать в звуках свой смысл, а взрослые видят что происходит и тоже отпускают себя в какой-то момент.
– В общем лучше всех выживают в эпоху перемен руководители Оркестратории…
– Руководители Оркестратории находятся в состоянии постоянного фестиваля. Фестиваль, в отличие от регулярного проекта, – это всё время новые люди, новые программы. У нас каждая репетиция – фестиваль.
– Как удачно мы подошли к теме фестивалей. У нас в мечтах, чтобы состав Оркестратории районов А101 играл на районных фестивалях. Это действительно возможно?
– Это не просто возможно, это очень нужно и важно. По-настоящему ансамбль собирается и чувствует себя коллективом после первого выхода на сцену. В конце января мы начинаем репетировать и уже через месяц – это четыре репетиции – нам важно подытожить то, что мы сделали, и попытаться если уж не выйти на большую сцену, то зафиксировать наше выступление. Если будет возможность, то поучаствовать в каком-то концерте, присоединиться к чьему-то выступлению, записать видео нашего выступления и с кем-то им поделиться.
Но лучше всего живой концерт. Тогда мы сразу получаем обратную связь от публики, и это эмоционально очень наполняет.
– Я помню, как ты говорила, что человек навсегда меняется, когда выходит на сцену.
– Мне кажется, что здесь по-настоящему играет роль наша биохимия. Когда мы выходим на сцену, все-таки здесь нет такого страшного волнения, как в музыкалке, когда ты вышел играть на экзамене и так волновался, что прошёл мимо рояля. Здесь мы вместе и поддерживаем друг друга. Нам одновременно страшно и весело.
Но вот выступление случается, и мы получаем отклик от публики и друг от друга, происходит выработка всех возможных гормонов счастья и радости. Этот сложный химический коктейль приводит к образованию невероятной потребности к повторению опыта.
Со всей серьёзностью предупреждаю – люди, которые встали на этот путь, вероятнее всего, с него не сойдут. Ты почувствовал удовольствие от выступления на сцене – ты подсел и теперь всё время будешь стремиться к творчеству.
– Мы хотим проводить у нас в районах музыкальные квартирники. Видимо, эта тема требует пояснения для широкой публики.
– Квартирник – это неформальная встреча, где происходит нечто связанное с творчеством. Это может быть и чтение стихов, и музыка, арт-встречи.
Все грани между слушателями и исполнителями стёрты. Поэтому помещение для квартирника соответствующее. Здесь не может быть высокой сцены. Потому что сцена – это черта, которая разделяет нас, создаёт пропасть между артистами-небожителями и публикой, которая должна молчать и не шуршать фантиками.
Мы хотим, чтобы люди, которые придут к нам на квартирник, легко становились бы и участниками, и артистами. Кажется, в районах А101 много помещений, которые подходят для квартирника, – уютных, тёплых, с кухней, где можно заварить чай, принести сюда булки. И это как раз будет замечательная площадка для выступления Оркестратории.
Я думаю, когда мы познакомимся с людьми, которые придут в Оркестраторию, мы поймём, в каком направлении мы хотим развивать квартирники, потому что Оркестратория будет, что называется, artist in residence. Мы будем приглашать и другие её составы. Первый состав в прошлом году был в Испанских кварталах и с удовольствием приедет ещё. Мы будем объединять составы, делать джем-сейшены.
В течение двух сезонов я также проводила в Хорошколе цикл квартирников с заранее заданной темой, подобранной музыкой. Там идея была в том, что мы говорили о музыке с публикой, строили взаимодействие с аудиторией так, чтобы люди хотели высказаться, поделиться идеями. На этих квартирниках играли профессиональные музыканты.
Сейчас есть идея включить Оркестраторию как участника и через Оркестраторию включить публику. То есть ты можешь поучаствовать в исполнении и почувствовать эту атмосферу изнутри.
21 января проект «Оркестратория» открывается в Коммунарке на ул. Бачуринская, 21.
Каждую субботу в 11:00-12:30 ждём тех, кто хочет играть любимую музыку в составе добрососедского оркестра.