Уважаемые пассажиры, наш самолет совершил посадку в городе *х*, температура за бортом *у* градусов, ветер *z* метров в секунду, идет дождь, который скоро закончится. Спасибо, что пользуетесь услугами нашей авиакомпании!
Потом все быстренько-быстренько, как будто выход из самолета заварят намертво, если не торопиться, начинают собирать свои сумки и чемоданчики с багажных полок, не дожидаясь полной остановки самолета. При этом все живо обсуждают то, какой пилот идиот и как сильно он приложил самолет о бетон ВПП. Чуть ли не компрессионные переломы получили! Ужас! Уволить!!! Однако, не все так просто. И приложил он самолет об полосу не жестко и не из-за своей рукожопости низкой квалификации, а потому что так реально надо, и сейчас мы разберемся, почему.
Водичка
Если внимательно прочитать шапку статьи, то у нас в городе *х* идет дождь, который скоро закончится. Из-за этого покрытие взлетно-посадочной полосы покрыто хоть и тонким, но все-таки слоем водички. Как известно, и автомобиль, и самолет стоят на резиновых покрышках (в авиации они называются пневматиками). Эти самые покрышки обеспечивают хорошее сцепление с покрытием дороги/полосы, что позволяет... ехать.
А если между колесом и асфальтом будет промежуточный слой из воды? Ничего хорошего. Пятно контакта бетона ВПП с пневматиком уменьшится, а может и совсем пропадет (автомобилисты знают термин аквапланирование, жуткая штука). У самолетов это называется гидроглиссированием. Возникновение гидроглиссирования - ситуация, в которую попадать ну совсем не хочется.
Поэтому, когда полоса мокрая, касание самолета должно быть не в стиле "как по маслу", "притер" и т.д., - его необходимо немножко "приложить", чтобы пробить эту самую пленку из воды и обеспечить хорошее сцепление с покрытием. А потом уже и останавливаться спокойно.
А вообще, посадка "как по маслу" - это по-настоящему высший пилотаж. Особенно красиво это выглядит с самолетами Ту-134 и Ту-154. Но это мое личное мнение.
Всякие тормозные устройства
После посадки самолет тормозит вообще всем, чем может тормозиться, поскольку стоит задача побыстрее уйти с полосы и дать возможность другим самолетам совершить взлет/посадку. Особенно это актуально для самых загруженных аэропортов.
Тормозится самолет колесными механическими тормозами, которым помогают спойлеры (о них я уже рассказывал), и реверсом тяги двигателей.
У пассажирских (относительно новых) самолетов на стойках шасси установлены датчики обжатия. Это значит, что самолет получает информацию, где он находится - на земле или в воздухе. Когда эти датчики обжаты и самолет находится на земле, снимается блокировка с реверса тяги двигателей и включается автовыпуск спойлеров (если настроен). А это круто. Если спойлеры являются помощниками колесных тормозов, то реверс тяги - сам по себе крайне эффективный способ торможения. Поэтому, если его не включить, то можно и с полосы выкатиться. А обжатие датчиков гарантированно произойдет, если перегрузка при посадке будет весьма ощутимой (порядка 1.3-1.4 единиц).
Вывод
Оказывается, все-таки немножко шлепнуть самолет об полосу надо. Но только чуть-чуть. А вот грубой посадка быть не должна ни в коем случае. Это может привести... ну, вы поняли.
Спасибо за внимание, подписывайтесь :)