Найти тему

После этого обычно хлопают в ладошки

Оглавление

Уважаемые пассажиры, наш самолет совершил посадку в городе *х*, температура за бортом *у* градусов, ветер *z* метров в секунду, идет дождь, который скоро закончится. Спасибо, что пользуетесь услугами нашей авиакомпании!

Потом все быстренько-быстренько, как будто выход из самолета заварят намертво, если не торопиться, начинают собирать свои сумки и чемоданчики с багажных полок, не дожидаясь полной остановки самолета. При этом все живо обсуждают то, какой пилот идиот и как сильно он приложил самолет о бетон ВПП. Чуть ли не компрессионные переломы получили! Ужас! Уволить!!! Однако, не все так просто. И приложил он самолет об полосу не жестко и не из-за своей рукожопости низкой квалификации, а потому что так реально надо, и сейчас мы разберемся, почему.

Водичка

Красиво как. Это, кстати, водные испытания самолета А350. Картинка из сети.
Красиво как. Это, кстати, водные испытания самолета А350. Картинка из сети.

Если внимательно прочитать шапку статьи, то у нас в городе *х* идет дождь, который скоро закончится. Из-за этого покрытие взлетно-посадочной полосы покрыто хоть и тонким, но все-таки слоем водички. Как известно, и автомобиль, и самолет стоят на резиновых покрышках (в авиации они называются пневматиками). Эти самые покрышки обеспечивают хорошее сцепление с покрытием дороги/полосы, что позволяет... ехать.

А если между колесом и асфальтом будет промежуточный слой из воды? Ничего хорошего. Пятно контакта бетона ВПП с пневматиком уменьшится, а может и совсем пропадет (автомобилисты знают термин аквапланирование, жуткая штука). У самолетов это называется гидроглиссированием. Возникновение гидроглиссирования - ситуация, в которую попадать ну совсем не хочется.

Поэтому, когда полоса мокрая, касание самолета должно быть не в стиле "как по маслу", "притер" и т.д., - его необходимо немножко "приложить", чтобы пробить эту самую пленку из воды и обеспечить хорошее сцепление с покрытием. А потом уже и останавливаться спокойно.

А вообще, посадка "как по маслу" - это по-настоящему высший пилотаж. Особенно красиво это выглядит с самолетами Ту-134 и Ту-154. Но это мое личное мнение.

Всякие тормозные устройства

После посадки самолет тормозит вообще всем, чем может тормозиться, поскольку стоит задача побыстрее уйти с полосы и дать возможность другим самолетам совершить взлет/посадку. Особенно это актуально для самых загруженных аэропортов.

Тормозится самолет колесными механическими тормозами, которым помогают спойлеры (о них я уже рассказывал), и реверсом тяги двигателей.

У пассажирских (относительно новых) самолетов на стойках шасси установлены датчики обжатия. Это значит, что самолет получает информацию, где он находится - на земле или в воздухе. Когда эти датчики обжаты и самолет находится на земле, снимается блокировка с реверса тяги двигателей и включается автовыпуск спойлеров (если настроен). А это круто. Если спойлеры являются помощниками колесных тормозов, то реверс тяги - сам по себе крайне эффективный способ торможения. Поэтому, если его не включить, то можно и с полосы выкатиться. А обжатие датчиков гарантированно произойдет, если перегрузка при посадке будет весьма ощутимой (порядка 1.3-1.4 единиц).

Вывод

Оказывается, все-таки немножко шлепнуть самолет об полосу надо. Но только чуть-чуть. А вот грубой посадка быть не должна ни в коем случае. Это может привести... ну, вы поняли.

Надымил тут...
Надымил тут...

Спасибо за внимание, подписывайтесь :)