Не успел как следует прийти в себя после поездки в Щучинск,как поступила новая инициатива городских властей. Оказалось, что в городе Аркалык нет ливневой канализации. Нет от слова совсем. Не знаю,кто из "отцов города" обнаружил это-возможно после весенних ливней вода стояла и не давала проехать к горкому, возможно свою роль сыграло то,что г. Аркалык решили сделать областным центром, а в областных центрах кроме обкома должна быть ливневая канализация -не знаю. Обком начали строить и видимо решили осчастливить горожан еще и чистотой на дорогах. В общем шеф в пятницу после того, как с утра принял дозу спирта-ректификата обьявил коллективу что с понедельника в городе начинают делать ливневую канализацию и "отцы" решили ,что каждый цех должен выделять по одному человеку (крупные цеха должны выделять большее количество рабочих) Эта командировка на неделю-потом пойдут другие. Работы начинаются с понедельника и первым конечно иду я. Ну что делать-хорошо. Шеф обьяснил, куда нужно подойти в понедельник с утра и мы поехали на карьер проверять токовую защиту (от короткого замыкания и от замыкания на землю) на одном из шагающих экскаваторов. Шагающий экскаватор ЭШ- 15/90 -это очень большая машина-стрела у него длиной до 90 метров,а ковш вместимостью 15 куб. метров (легковая машина свободно вьезжает) . В таких случаях мы всегда брали с собой энергетика карьера,поскольку для проверки нужно отключать питание экскаватора -6кВ а бригада экскаватора получает зарплату сдельно, т.е. остановится-это значит потерять деньги.
Так что когда мы подьезжали к ячейке 6 кВ питающей экскаватор машинист "не видел нас" и продолжал работу, как ни в чем не бывало. Тогда энергетик карьера выждав момент,когда экскаватор может быть остановлен,отключал ячейку-энергетику тоже не хотелось терять время. А когда из экскаватора выходил с руганью машинист,энергетик встречал его еще большей руганью-он имел большую практику в этом отношении а мы
раскрывали ячейку и начинали работать. Мы проверили и подрегулировали защиту ячейки и можно было включать ячейку но прежде чем включать питание экскаватора нужно было предупредить машиниста . Кто-то помоложе-конечно я , забирался в экскаватор и бежал вверх по лестницам в кабину предупредить машиниста,что сейчас будет подано напряжение . На некоторых экскаваторах было 2 кабины -по одной с обоих сторон стрелы. И иногда поднявшись в одну кабину я выяснял,что машинист находится в другой кабине и приходилось бежать вниз, потом опять наверх. Но вот машинист сел на свое рабочее место,я вышел из экскаватора, махнул рукой в знак того, что можно включать. Александр включил ячейку и мы постояли еще минут 10-подождали, пока экскаватор начал работать ,чтобы убедится,что все в порядке. Все было в порядке,мы все сели в машину, завезли энергетика на его рабочее место и поехали в цех.
В понедельник с сумкой где лежал мой обед и рабочие рукавицы я пришел к месту сбора рабочих -пришло человек 10 . Долго ждали кого-нибудь из начальства,потом появился какой-то мужичок и сказал,что он прораб,переписал всех присутствующих,сказал,что пойдет узнает насчет лопать и техники ушел и в тот день больше мы его не видели,как и лопат с техникой. Ну что делать-траншеи для труб были уже выкопаны и трубы ж/бетонные диаметром полтора метра лежали рядом с траншеями,но крана пока не было и в 5 часов вечера все пошли по домам.
На следующий день я пришел на то же место и увидел ту же картину-10 человек рабочих и ни лопат ни крана. Стал накрапывать меленький дождик и все чтобы спрятатся от дождя залезли в ж/бетонные трубы. Траншея была выкопана рядом с входом в общежитие и забором зоны,где какое-то здание строили заключенные. И я развлекался тем,что смотрел снизу вверх,как по тропинке возле траншеи из общежития проходят девушки. В те годы были в моде довольно короткие платья и юбки,так что мне было на что посмотреть. Девушки смущались,но другой дороги из общежития не было. Я разумеется не пялился на них, как баран на новые ворота, а делал вид,что я чем-то предельно занят и лишь временами бросал короткие взгляды на открывающуюся взору картину. А когда дождь кончился я поднялся наверх и принялся наблюдать, как за забором на стройке заключеные делают вид,что работают. Спешить им было абсолютно некуда и крановщик минут 20 занимался тем, что размещал в кабине крана свою кепочку-повесит на одно место,полюбуется-нет, не нравится и вешает на другое. И другие очень не спеша перемещались по стройке. Наконец пришел грузовик с лопатами,еще через какое-то время привезли песок. Стали ждать кран-наконец после обеда я увидел как из-за дома показалась высоченная стрела. Гусеничный кран спешил на работу. Он ехал прямо по дороге и на поворотах вырывал гусеницами куски асфальта. Наконец подьехал к нам и мы начали работать чем явно обрадовали девушек,проходящих по тропинке возле траншеи. Два троса крана заводили под два конца трубы и кран опускал трубу в траншею,узкий конец вставляли в раструб трубы уже лежащей в траншее а под другой конец трубы подсыпали песок и кирпичи,повинуясь командам маркшейдера,который с теодолитом стоял метрах в 30 от нас на земле,а его помошник с рейкой влезал на трубу.
Еще пару дней работали так же. А в пятницу к вечеру было даже весело-после обеда приехали человек 5 или 6 каких-то начальников и начали торопить рабочих,которых к тому времени осталось уже 3 человека вместе со мной. Поначалу рабочие пытались исполнять команды этих начальников и метались по траншее взад-вперед,потом это надоело и мы стали делать свое дело не обращая внимание на команды начальников возле траншеи.Вот так и работали до 5 часов вечера,потом побросали лопаты в трубу и пошли по домам. В следующий понедельник я вышел на работу в свой цех,а мое место занял другой рачий нашего цеха. Да,командиры-отцы придумали здорово-почти все дороги перекапали, асфальт угробили ,а ливневую канализацию сделали или нет я не знаю,так как в конце лета закончилась на производственная практика и мы улетели к себе домой.
Продолжение следует.