Метод «кнута и пряника», столь излюбленный пример в истории, не всегда работает так, как должен. И вот вам пример.
Сегодня утром я вышла на прогулку со своей собакой. Очаровательная девочка пароды Шар-пей, которая своими складочками и добрым нравом сразила нас наповал, когда мы приехали ее забирать. Порода эта непростая. Ну понятно, что они аллергики, как, впрочем, и любая другая собака, может быть склонная к аллергии. Нам повезло, наше чудо с хорошим иммунитетом. Однако, характер этой породы – еще более сложная штука, чем аллергия и склонность к другим болячкам.
Шар-пеи (в простонародье «шарики») – очень своенравные. Они выполняют команды только если считают это целесообразным. Простые команды, вроде «сидеть», «дай лапу» - выучивают моментально, так как собаки, действительно, умные. Но вот те команды, которые им не нравятся, скорее всего, так и останутся не разученными. Я называю таких собак «думающая».
Моя девочка воспитана в строгости. Я работаю с детьми, с ними строгость порой необходима, да и человек я такой, что поблажки даю только заслуженные. Собака – это тот же ребенок. А значит, и методы работают те же. С 2 месяцев моя собака знала основные команды: «сидеть», «лежать», «дай лапу», «другую», «фу» и «ко мне». И когда мы начали гулять и тренировать все тоже самое, но на улице, моя деточка решила, что не все команды так уж важны. И если с первыми она справлялась на «ура», то вот команда «ко мне» выполнялась (и выполняется до сих пор) очень в зависимости от ситуации. Как правило, там, куда она удрала, намного интереснее, чем идти к хозяйке по первому требованию. Она действует по принципу: «Сейчас доделаю свои дела и приду». При этом, когда я, уже срывая голос, кричу: «Ко мне!», она виляет хвостиком, показывая, что прекрасно меня слышит и незачем так орать, но при этом продолжает нюхать столь, видимо, ароматный куст, на котором отметилось пол поселка и не только собак. Иногда она и вовсе при этой команде прибавляет ходу и удирает в другую сторону от меня, радостно виляя хвостиком и попой.
Но! Если ее сильно поругать, повысить голос и даже шлепнуть по попе, в доказательство того, что ты негодуешь, она тут же становится, как шелковая, моментально вспоминает, что ходить нужно рядом, что когда я остановилась – она должна сесть, что команда «лежать» – это не тоже самое, что «повиляй хвостиком». У меня даже в шутку возникала мысль, поругать ее заранее, чтобы она сначала прогулки была такая послушная.
И вот сегодня мы, как обычно, отправились на прогулку. Никого на улице не было, мы живем загородом, здесь зачастую улицы пустые. И я отпустила ее с поводка. Она сначала делала вид вполне приличной собаки, которая гуляет неподалеку от хозяйки, но потом ей словно шлея под хвост ударила. Она со всех ног рванула от меня, ну а на мои команды только прибавляла скорости, чтобы ее наверняка не догнали. Добежала до определенного места, понюхала и… Пошла дальше! От меня! И даже не обернулась ни разу. Спустя минуты две, когда я перестала ее звать и спряталась, мое чудо очнулось и вспомнило, что кажется, с ней еще кто-то был. Начала суетиться,
искать, нашла, обрадовалась, виляла хвостом и прыгала на меня. Но как только она поняла, что отделалась небольшим порицанием, тут же развернулась и дернула в другую сторону, не боясь того, что снова потеряет меня. Поймала – поругала сильнее. Все! Идеальная собака! Идет в ногу, в глаза заглядывает, чудо!
И вот я иду и ворчу: «Что ты за собака такая, хозяйку не ценишь, чем тебе больше позволяешь – тем ты больше наглеешь! Чем к тебе снисходительнее, тем ты сильнее на шею садишься! Ты прямо… Прямо как… Прямо как люди…» - сказала я вслух и сама поразилась столь точному сравнению…
Получается, что со всеми нужно изначально строго, ибо любые послабления не добавляют ценности твоему слову. Я вспомнила, что и с учениками та же история. Я делаю им замечания спокойным тоном три раза, только потом уже могу повысить голос. И как вы думаете, первые три раза действуют? Еще ни разу они не успокоились, когда я говорю спокойно, а тем более ласково. Но стоит прикрикнуть, постучать по столу, а лучше хлопнуть разок так, чтобы услышали и соседи тоже, и все, сразу тишина и до всех дошло, что шалить не нужно… А взрослые лучше, что ли? Если опять же, говорить про учеников, то малейшая поблажка начинает тут же использоваться против тебя самого, в угоду им. Например, разрешаешь разок перенести занятие, чтобы не отменять, и понеслась. Разрешаешь оплатить разок частично – ну и далее прилетает тебе просьба платить поштучно. Ну и так далее. Если говорить не о работе, тут еще разнообразнее. Даешь второй половине больше свободы – начинаются посиделки без предупреждений, измены, и прочие излишества. Дашь в долг и говоришь – отдашь, как сможешь, - возможность отдать растягивается на годы, ну… и так далее.
Когда это началось? Или так было всегда… Судя по собаке, это инстинкты. Тот, кто с тобой взаимодействует, действует нагло ровно на столько, на сколько ты сам позволяешь.
И вот он ответ на то, почему некоторым женщинам встречаются не те мужчины, почему на некоторых «ездят» родственники и начальники, почему муж бьет жену, а детей невозможно угомонить… Мы сами должны ставить рамки допустимого. Показывать собаке, до какой границы ей можно бегать. Мужу – как с тобой нельзя разговаривать и до какой степени можно шутить. Начальнику – выставить границы обязанностей, которые вы готовы выполнять за свою зарплату.
И никаких поблажек!