Найти в Дзене

ТАГАНКА... ВСЕ НОЧИ ПОЛНЫЕ ОГНЯ

Цыганка с картами, дорога дальняя.
Дорога дальняя, казенный дом.
Быть может, старая тюрьма центральная
Меня, парнишечку, по новой ждет.

Какой только работой в свое время не пытались нагрузить обыкновенного солдата? На армию взваливали абсолютно любые занятия, даже близко не соприкасавшиеся с основной ее функцией – защитой Отечества. В верхах долгое время почему-то считали, что боевая подготовка у нижних чинов и так находится на должном уровне (всех побеждали потому что!), а вот свободного времени – явно предостаточно.
В результате русскому солдату, в частности, выпадало - и разгонять демонстрантов во время революции (а порой и стрелять в них боевыми патронами!) и конвоировать арестантов и охранять уголовников и многое еще чего! И было это чуть более 100 лет тому назад.

-2

Отобрать эти, явно не свойственные армии функции, додумались лишь в самом конце XIX века - отдельная конвойная и тюремная стража была создана в 1886 году.
Однако не стоит думать, что служба конвоира или тюремного надзирателя была «сахарной». Тем более, что найти желающих выполнять такую работу (тем более за гроши), было крайне непросто.
Об этом повествует рапорт Главного инспектора по пересылке арестантов и заведующего этапно-пересыльной частью Управления Генерал-квартирмейстера Главного штаба генерал-майора Н.И. Лукьянова Начальнику Главного управления Генерального штаба (ГУГШ) генерал-лейтенанту Е.А. Гернгроссу от
8-го марта 1910 года за №15203 .

-3



****

Начал генерал с небольшого экскурса в историю:
«… Во всех Европейских государствах наблюдение за арестантами во время содержания их в местах заключения, при выводе на внешние работы, а равно и препровождение из одного пункта в другой, лежит на обязанности тюремных надзирателей, комплектуемых обыкновенно запасными нижними чинами.
Внешняя же охрана тюремных зданий, кроме Англии и Италии, лежит на обязанности войск…”

-4

Проблемы в этой области появились, естественно, с сокращением численности и финансирования в период реформ:
«… В 1881 году местные войска были реорганизованы и численный состав их уменьшен на 188 офицеров и 32.000 нижних чинов.
С выводом резервных рот из губернских городов, вся гарнизонная служба в этих городах легла на полевые войска и прикрепила их к местам расположения. Еще в более невыгодном положении оказались резервные роты, разбросанные по уездным городам. Караульная и конвойная служба в такой степени стала поглощать все силы этих рот, что строевое образование их сделалось крайне затруднительным, а привлечение резервных батальонов к систематическим полевым занятиям и вовсе невозможным.
В целях поднятия боевой готовности армии военное ведомство возбудило вопрос о совершенном освобождении полевых, резервных и местных войск от исполнения таких обязанностей, которые не отвечают их прямому назначению…»

-5


Для решения этого серьезного вопроса была учреждена по Высочайшему повелению специальная комиссия, созванная из представителей всех заинтересованных ведомств. Эта комиссия в результате пришла к выводу «о необходимости учреждения для конвоирования арестантов, - особой конвойной стражи, комплектуемой на общем основании с остальными войсками, новобранцами, а для внутренней охраны – тюремной стражи».
Причины, побудившие создать отдельное ведомство, были следующие:
«… 1) надзор за арестантами требует от конвоира, прежде всего, постоянной готовности жертвовать своей жизнью и безропотно переносить тяжелые условия этой службы, особенно, в пути при движении по пешим трактам, когда приходится следовать по незаселенной местности, зачастую в несколько сот верст, при плохом состоянии дорог, недостаточном питании и неудовлетворительном состоянии этапных зданий или совершенном отсутствии их, как например, в Туркестане или Сибири.
При таких условиях нести службу при арестантах, по мнению комиссии, может только солдат – слуга по присяге, а не просто вооруженный страж – наемник.
Существующая у нас пограничная стража только тогда стала в уровень со своим назначением, когда к ней применили систему комплектования новобранцами; до тех пор, комплектуясь нижними чинами из числа состоявших на действительной службе в войсках, она почти никогда не получала людей, удовлетворяющих специальным условиям этой стражи.
Комплектовать конвойные команды теми способами, которыми пополняются полицейская стража, личный состав жандармских - полицейских управлений железных дорог и губернских жандармских управлений, а также земская стража, не представляется возможным; наемные люди, поступающие в полицию, не удовлетворяют условиям конвойной службы, требующей от конвоиров и чисто воинской дисциплины и подчинение военно-уголовному кодексу за преступления по службе, а пополнение наподобие Корпуса Жандармов и земской стражи унтер-офицерами и рядовыми, отбывшими обязательную службу в войсках, потребовало бы такого значительного числа людей этой категории, на которое нельзя и рассчитывать.
2) придание специальной конвойной страже характера военных команд и содержание этой стражи, безусловно, выгодно и в экономическом отношении.
Годовое содержание солдата обходится казне в 90 руб. (ныне в 150), годовая же плата за службу по найму сколько-нибудь пригодного для дела человека едва ли может быть менее 240 руб. (ныне 500 руб.)
3) подчинение конвойной стражи, в строевом и хозяйственном отношениях, местному воинскому начальству устраняет необходимость создания особого, отвечающего ее назначению управления, а, следовательно, и тех расходов, которые неминуемо потребовались бы для организации такого управления
4) если бы для местного управления конвойной стражей создавать особые органы, то для одной Европейской России, без Финляндии и Кавказа, пришлось бы привлечь 567 офицеров, на содержание которых потребовался бы громадный ежегодный расход – ок. 500 тысяч руб., с прибавкой же к этому стоимости губернских органов управления и издержек на центральное управление, общая сумма расходов собственно по заведыванию стражей возросла бы до большей цифры, и, конечно, тем большей, чем совершенней была бы организация управления…»

Как видно, правительство оказалось перед серьезной дилеммой – или экономия бюджетных средств (оставить охранно-конвойные функции непосредственно у армии) или же создать отдельное ведомство со своим бюджетом и штатом (причем, комплектуемого на основе найма).

-6


****

В результате решили склониться ко второму варианту.
«… На основании вышеизложенного в 1886 году, для конвоирования арестантов по искусственным сообщениям, по главному ссыльному Сибирскому и всем пешим трактам Европейской России, была сформирована конвойная стража, состоящая ныне из 531 команды, а в 1887 году – тюремная стража, для несения внутренней службы при арестантах в местах заключения 19 губерний…»
Однако в дело вмешалась политика. К началу XX столетия в результате непродуманной стратегии правительства, неудачной войны и действий различных партий и революционных группировок, число арестантов выросло на 111% и к 1908 году достигло 180 тысяч человек (а в 1897 году их было 77 тыс.).

-7


В результате новое охранно-конвойное ведомство вынуждено было вновь обратиться за помощью к армии, что после русско-японской кампании стало обычным явлением: Военное ведомство стало набирать новобранцев и распределять их в конвойную стражу.
И тут появилась новая проблема. Поскольку абсолютное большинство арестантов ссылалось в Сибирь, то местные новобранцы почти исключительно (т.е. в 100-% составе) стали распределяться в эти охранно-конвойные войска. Речи о боевой подготовке данных новобранцев просто не шло!
Первыми забили тревогу местные генералы. В 1908 году Командующий войсками Омского военного округа генерал от кавалерии Е.О. Шмит и Командующий войсками Иркутского военного округа генерал от инфантерии А.Н. Селиванов возбудили ходатайство «о замене конвойной стражи, комплектуемой новобранцами, вольнонаемной стражей». Вопрос этот вновь стал предметом обсуждения Министерств Военного и Юстиции.
«… Для совершенного освобождения войск от несения конвойной службы по всей Империи, необходимо будет учредить вольнонаемную конвойную стражу в составе около 900 офицерских чинов при 26 тыс. нижних чинов, и, кроме того, создать высшие местные и центральное управление для надзора за службой этой стражи.
Если сравнить стоимость содержания конвойной стражи, комплектуемой новобранцами и вольнонаемными, то, окажется, что содержание первой будет обходиться государству ежегодно около 4 миллионов рублей, а второй – не менее 15 миллионов руб.
Главное же препятствие к осуществлению этой меры, весьма, собственно, желательной в интересах Военного Ведомства, заключается в невозможности комплектования вольнонаемной стражи вполне подходящим для этой службы элементом, т.к. конвойная служба, будучи сама по себе весьма тяжелой и ответственной при нынешних условиях выполнения ее, не привлечет необходимого для сего количества желающих и вполне подходящих для этой цели лиц.
Доказательством к сему служит хронический некомплект вольнонаемной тюремной стражи, который часто ставить тюремное ведомство в весьма затруднительное положение, между тем, служба тюремной стражи несравненно легче и безопаснее конвойной…»

-8

Как видно, даже за деньги (!) найти желающих охранять арестантов и, тем более, их конвоировать (безо всяких удобств) не находилось. В итоге правительство прибегло к старому и проверенному способу – принуждению.
«… Изложенные обстоятельства послужили основанием для разрешения возбужденного вопроса о вольнонаемной страже в отрицательном смысле, как со стороны Министра Юстиции, так и бывшего Военного Министра…»
Не хочешь – научим, не можешь – заставим!