Зима для золотодобытчиков, что и для хлебопашцев – время краткосрочного отдыха и степенной подготовки к будущей жатве.
Правда, одни в итоге имеют тонны зерна, чтобы население после его переработки могло печь пироги и лепить пельмени, а другие, в лучшем случае – всего лишь несколько килограммов желтого металла для реализации на свободном рынке, да десятки загубленных ручьев и рек в ходе производственного процесса. Тем не менее, региональная власть благословляет на трудовые подвиги и тех, и других.
Общественная группа «Чистые реки Кузбасса» продолжает внимательно следить за активизацией деятельности старателей – как уже работающих на территории Кузбасса, так и тех, кто в эти студеные дни обзаводится новыми лицензиями. Да, уважаемые пользователи, процесс раздачи новых месторождений золота на водных объектах региона не прекращается, несмотря на неоднократные заявления губернатора Сергея Цивилева и его заместителя Андрея Панова (отвечает, в числе прочего, за состояние экологии), что новым лицензиям на этот вид деятельности в Кемеровской области поставлен заслон.
Результатом этой активизации, в конечном итоге, может стать постепенное превращение ручьев и рек региона в сплошной желтый поток. Старатели, как правило, работают вдали от населённых пунктов, и большинство из них в погоне за лишними граммами золота безопасную технологию добычи игнорируют. А кто проконтролирует этот десант, высадившийся в непроходимой тайге? Да если даже и близко к жилью – кому хочется надевать сапоги и идти кормить комаров? Да пусть кто-то и дойдет, а вдруг нарушители не послушаются контролеров и прогонят их, как тогда быть? У нас не в глухомани, а даже в областном центре месяц назад пожарному инспектору сказали, что не пустят на объект — он обиделся и ушел. Правда, после этого заживо сгорело 22 человека…
Контролёров наших, увы, надо самих контролировать, не зря же на них периодически заводятся уголовные дела. Правда, происходит это лишь при серьезных ЧП. Иными словами, перспектива у нас с вами интригующая: вкупе с отходами угольного производства, отравляющими десятки лет землю и те же водные бассейны, с трубами металлургических, химических и энергетических предприятий, разбавляющих атмосферу соединениями элементов из таблицы Менделеева, вода со стойким глиняным цветом непременно добавит экзотики в регион, который всерьез решил зарабатывать на туристическом бизнесе. Сюда обязательно будут стремиться приехать хотя бы для того, чтобы убедиться – и в таких условиях человек может выживать.
Общественная группа «Чистые реки Кузбасса» хочет «порадовать» вас некоторыми частностями из зимней жизни старателей. 14 декабря 2022 года выдана лицензия сроком на 10 лет ООО «ГеоПромРесурс». Кемеровской компании предстоит осваивать участок на реке Бурлевка – правом притоке реки Малый Тайдон. За дело, похоже, там решили взяться серьезно, потому что у двух ранее выданных лицензий срок еще не истек – проводилась разведка. А это значит, что под серьезной угрозой оказывается самая чистая река области. Откройте «Википедию»: раздел, посвященный Тайдону, невелик. И там вы обязательно споткнётесь вот на этой фразе: «Вода реки отличается удивительной чистотой и соответствует стандартам питьевой». Много ли вы найдете нынче в Кузбассе водоемов с такой же характеристикой?
К реке этой довольно долго относились с почтением – зарыбляли, не допускали браконьерства. К тому же, протекает она по территории охранной зоны заповедника «Кузнецкий Алатау». И вот открывается новая страница ее истории. Если кто-то полагает, что воды Бурлевки, отравленные золотодобытчиками, по ходу течения очистятся еще до соединения с Тайдоном, то это вряд ли. Общественная группа «Чистые реки Кузбасса» приводит простой пример: желтый хвост после усилий старателей тянется по реке Кундат около 70 километров, а потом еще 30 – уже по Кие. Так что скоро мы можем по факту узнать, необходима ли корректировка стандартов питьевой воды в Тайдоне.
Жителям южной части региона также не следует думать, что золотодобытчики будут обходиться в нынешнем году лишь теми участками, на которых ранее уже велась работа. ООО «Запсибруда» (г. Таштагол) получило 4 лицензии для проведения работ на территории Таштагольского района в течение следующих 20 лет. «Осваиваться» будут реки Коура, Большой Калташ, Мунжа, ручьи Берёзовый, Надеждинка, Весёлый, Касперинский, Правоконюшенный…
Словом, есть, где развернуться. В прошлом году грязь старателей, что зафиксировано документально, достигла устья реки Кондома и берегов Новокузнецка. Протяженность загрязнённого шлейфа составила около 300 километров. Но никто на сигналы о самом настоящем бедствии не отреагировал – ни в южной столице, ни в областном центре. А зачем – ведь само рассосется?
В общей сложности в последнем месяце минувшего года золотодобытчики получили дополнительно 12 лицензий, позволяющих работать на территории Кемеровской области. И почему-то кажется, что это далеко не предел.
Евгения Шпакова