Спросите у друзей и знакомых — чем закончилась история крейсера Варяг? Тот кто хотя бы что-то слышал скажет «Он утонул». Эти люди будут абсолютно правы. Тогда спросите — в каком море он утонул и в каком году? Те кто слышал чуть больше и хотя-бы немного знают "историю с географией" скажут — ну году эдак в 1904-м. Где-то в Тихом океане наверное, в Японском море. И вот тут они будут неправы.
Останки Варяга лежат ...за 10 тысяч километров от Японии, в Ирландском море у берегов Шотландии. Нет, это не шутка.
Когда в половине седьмого вечера, 9-го февраля 1904 года, в гавани корейского порта Чемульпо, общее собрание офицеров Варяга решило затопить корабль, сильно разрушенный попаданиями японцев и выпустивший 1100 снарядов по кораблям противника — история крейсера была далека от окончания.
Спустя полтора года японцы подняли Варяг со дна, благо глубина была небольшой. А уже спустя 2 года — летом 1907-го отремонтировали и включили в состав своего флота, дав крейсеру имя Соя. Обновленный Варяг под японским флагом бороздил моря 9 лет, и, судя по фото, неплохо выглядел.
Но затем началась Первая мировая война, в которой Япония выбрала сторону Антанты, став, таким образом, союзником России.
Тут в судьбе корабля наступает новый поворот — в 1916 году Россия выкупила крейсер у Японии, в начале апреля японский флаг на нем спустили, переименовали обратно в Варяг, и вновь над крейсером взвился Андреевский флаг. Варяг включили в состав флотилии Северного ледовитого океана. для чего крейсер из Владивостока совершил переход в Романов-на-Мурмане, то есть Мурманск. Сделал он это, конечно, не по Северному морскому пути, а дальней дорогой через южные моря... Впрочем, Варяг на тот момент уже требовал ремонта, и был отправлен из Мурманска на верфи Великобритании, где его должны были подлатать и обновить. Случилось это в феврале 1917-го. А когда власть в Петрограде взяли большевики, и новое правительство отказалось платить долги царской России, англичане, по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок» конфисковали русский крейсер. Правда, починить его и применить в бою британцы не успели — менее чем через год Первая мировая война закончилась. Да и стар потрепан был на тот момент «гордый Варяг». Поэтому в 1920-м году было принято решение продать его немецким компаниям на металлолом.
Уже пятый, но на этот раз последний, раз сменив хозяев, крейсер отправился вокруг Британских островов к немецким берегам. Море было неспокойным, Варяг попал в шторм и был снесен на мель. Немцы, пораскинув мозгами, решили не морочиться и начать разборку прямо здесь. Часть деталей сняли и увезли в Германию на других судах, кое что растащили местные жители. Останки крейсера были взорваны и затонули. Так гордый Варяг второй раз погрузился на дно морское.
В Шотландском Лендалфуте с видом на залив Ферт-оф-Кла, где закончилась история Варяга, стоит обелиск этому знаменитому русскому крейсеру, судьба которого оказалась такой же одновременно героической, трагичной и удивительной, как и сам, все больше удаляющийся от нас, двадцатый век...