Найти тему
Александр Афанасьев

Где покоится «наш гордый Варяг». Причудливая судьба русского крейсера

Крейсер Варяг
Крейсер Варяг

Спросите у друзей и знакомых — чем закончилась история крейсера Варяг? Тот кто хотя бы что-то слышал скажет «Он утонул». Эти люди будут абсолютно правы. Тогда спросите — в каком море он утонул и в каком году? Те кто слышал чуть больше и хотя-бы немного знают "историю с географией" скажут — ну году эдак в 1904-м. Где-то в Тихом океане наверное, в Японском море. И вот тут они будут неправы.

Останки Варяга лежат ...за 10 тысяч километров от Японии, в Ирландском море у берегов Шотландии. Нет, это не шутка.

Когда в половине седьмого вечера, 9-го февраля 1904 года, в гавани корейского порта Чемульпо, общее собрание офицеров Варяга решило затопить корабль, сильно разрушенный попаданиями японцев и выпустивший 1100 снарядов по кораблям противника — история крейсера была далека от окончания.

Варяг после боя перед затоплением. Малое судно нейтральной страны снимает часть экипажа
Варяг после боя перед затоплением. Малое судно нейтральной страны снимает часть экипажа

Спустя полтора года японцы подняли Варяг со дна, благо глубина была небольшой. А уже спустя 2 года — летом 1907-го отремонтировали и включили в состав своего флота, дав крейсеру имя Соя. Обновленный Варяг под японским флагом бороздил моря 9 лет, и, судя по фото, неплохо выглядел.

Гордый крейсер ... Соя! На корме виден японский флаг
Гордый крейсер ... Соя! На корме виден японский флаг

Но затем началась Первая мировая война, в которой Япония выбрала сторону Антанты, став, таким образом, союзником России.

Тут в судьбе корабля наступает новый поворот — в 1916 году Россия выкупила крейсер у Японии, в начале апреля японский флаг на нем спустили, переименовали обратно в Варяг, и вновь над крейсером взвился Андреевский флаг. Варяг включили в состав флотилии Северного ледовитого океана. для чего крейсер из Владивостока совершил переход в Романов-на-Мурмане, то есть Мурманск. Сделал он это, конечно, не по Северному морскому пути, а дальней дорогой через южные моря... Впрочем, Варяг на тот момент уже требовал ремонта, и был отправлен из Мурманска на верфи Великобритании, где его должны были подлатать и обновить. Случилось это в феврале 1917-го. А когда власть в Петрограде взяли большевики, и новое правительство отказалось платить долги царской России, англичане, по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок» конфисковали русский крейсер. Правда, починить его и применить в бою британцы не успели — менее чем через год Первая мировая война закончилась. Да и стар потрепан был на тот момент «гордый Варяг». Поэтому в 1920-м году было принято решение продать его немецким компаниям на металлолом.

Уже пятый, но на этот раз последний, раз сменив хозяев, крейсер отправился вокруг Британских островов к немецким берегам. Море было неспокойным, Варяг попал в шторм и был снесен на мель. Немцы, пораскинув мозгами, решили не морочиться и начать разборку прямо здесь. Часть деталей сняли и увезли в Германию на других судах, кое что растащили местные жители. Останки крейсера были взорваны и затонули. Так гордый Варяг второй раз погрузился на дно морское.

В Шотландском Лендалфуте с видом на залив Ферт-оф-Кла, где закончилась история Варяга, стоит обелиск этому знаменитому русскому крейсеру, судьба которого оказалась такой же одновременно героической, трагичной и удивительной, как и сам, все больше удаляющийся от нас, двадцатый век...

Обелиск в память о Варяге на земле Шотландии
Обелиск в память о Варяге на земле Шотландии