Найти в Дзене
Мир глазами историка

Постмодерн XVI века: "Гаргантюа и Пантагрюэль"

Историческая справка Впервые опубликовано произведение французского врача и монаха-расстриги Франсуа Рабле роман-эпопея "Гаргантюа и Пантагрюэль" было в 1532 году, опубликовано не в нынешнем своём виде, а только лишь одна из 5-ти книг, вторая по счёту, повествующая про принца-великана Пантагрюэля. В 1534 опубликована первая книга про рождение, детство и молодость отца Пантагрюэля короля-великана Гаргантюа. В 1546 в опубликованной третьей книге главный герой опять Пантагрюэль. В 1552 году вышла в свет четвёртая книга. А в следующем 1553 году автор умер и последняя, пятая книга полностью вышла уже после его смерти в 1564 году. Некоторые искусствоведы полагают, что Рабле Ф. являлся автором лишь части заключительной книги романа. Сказать по правде, этому вполне можно верить, так как эта часть романа выглядит наиболее прилично из всей эпопеи как по стройности сюжета, так и по меньшей нагруженности пошлыми пустопорожними вставками с претензией на юмор и сатиру. Смывать грязь грязной водой
Оглавление
Иллюстрация Гюстава Доре к книге Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Иллюстрация Гюстава Доре к книге Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Историческая справка

Впервые опубликовано произведение французского врача и монаха-расстриги Франсуа Рабле роман-эпопея "Гаргантюа и Пантагрюэль" было в 1532 году, опубликовано не в нынешнем своём виде, а только лишь одна из 5-ти книг, вторая по счёту, повествующая про принца-великана Пантагрюэля. В 1534 опубликована первая книга про рождение, детство и молодость отца Пантагрюэля короля-великана Гаргантюа. В 1546 в опубликованной третьей книге главный герой опять Пантагрюэль. В 1552 году вышла в свет четвёртая книга. А в следующем 1553 году автор умер и последняя, пятая книга полностью вышла уже после его смерти в 1564 году. Некоторые искусствоведы полагают, что Рабле Ф. являлся автором лишь части заключительной книги романа. Сказать по правде, этому вполне можно верить, так как эта часть романа выглядит наиболее прилично из всей эпопеи как по стройности сюжета, так и по меньшей нагруженности пошлыми пустопорожними вставками с претензией на юмор и сатиру.

Смывать грязь грязной водой

К XVI веку католическая церковь погрязла во многих сквернах, вспомнить того же папу Александра VI (Борджиа), который оставил после себя десятерых детей, рождённых его любовницами Ваноццей деи Каттонеи, Джулией Фарнезе и кем-то ещё, чьи имена история умалчивает. Ходили про него неподтверждённые слухи, что он сожительствовал с собственной дочерью Лукрецией, но и достигшего при нём высших пределов стяжательства всеми доступными способами вполне достаточно для характеристики. Если ещё добавить, что сам папа Александр VI грозился покончить с симонией (продажей церковных должностей), при этом выгодно раздавая своим людям кардинальские кафедры, то постмодерн можно узреть ещё до появления на свет книги Франсуа Рабле.

Если не читать текст самой книги Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", то пространные восторженные отзывы критиков могут вполне уверить, что перед нами литературный шедевр, мало кем превзойдённый и до нынешнего времени. Но это если не читать текст романа. Поэтому стоит пропустить тему остроумия и народного языка в произведении, поскольку с народным языком Франции XVI века сравнить очень мало кому удастся ввиду массового отсутствия подходящих знатоков. По поводу остроумия, то его настолько чересчур, что выглядит просто как издевательство над всем и вся без всякой меры.

Иллюстрация Гюстава Доре к книге Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Иллюстрация Гюстава Доре к книге Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

С постмодерном роман связывают многие особенности как построения текста в целом, так и оформления отдельных деталей. Если пытаться отследить сюжет романа, то отчётливо он просматривается до конца, пожалуй, только в 5-й книге. Нет, в остальных частях тоже есть своя сюжетная линия, но она тонет в бесконечном количестве скабрезностей и бессмысленных повторах. В последней пятой части есть как бы завершение истории путешествий Пантагрюэля и его друзей: его друг и спутник Панург получил пророчество Божественной Бутылки. Однако, смысла в этом пророчестве было не больше, чем в каком-нибудь постороннем шуме.

Наверное, едва ли не половина всего содержания книги посвящена теме дефекации во всём его разнообразии. Например, в одном из диалогов молодой ещё Гаргантюа пару страниц перечисляет, чем он пробовал подтираются. Вторая по популярности тема — мочеиспускание. Однажды Гаргантюа помочившись, утопил в своей моче 200 тысяч жителей одного города. Третья популярнейшая тема — гульфики. Да, да, те самые гульфики, которые находятся как застёжка спереди брюк. В те времена гульфик в костюме значительного человека мог представлять собой нечто грандиозное. Ещё одна тема, настойчиво обсуждаемая в книге — половые сношения во всех возможных интерпретация и комбинациях. Ну и, конечно, постоянно почти на каждой странице присутствующая тема пьянства и обжорства. И это ещё не считая рыгания, пукания, дурных запахов и прочего. Правда, разбавляют всё это экскурсы автора в анатомию человека и греческие словечки, а также в древнегреческую и древнеримскую мифологию. Впрочем, и сам роман полон шутовского мистицизма.

Друзья и спутники главных героев-великанов тоже весьма колоритны: брат Жан Зубодробитель, бенедиктинский монах, евежественный обжора и пьяница, обладающий огромной физической силой и из всего христианского вероучения знающий только приблизительно свой Служебник; Панург, человек, наверное, объединивший в себе все пороки, о которых вспомнил автор романа, но при этом умудряющийся выдавать свои пороки за добродели, хитрый, трусоватый, вероломный. Брат Жан постоянно обращается к нему "Блудодей". Панург часто отвечает ему тем же.

В романе содержится и свой утопический проект — это Телемская обитель, монастырь, организованный для брата Жана королём Гаргантюа, мог бы вполне иметь девизом лозунг бунтующих от скуки студентов Сорбонны в 1968 году: "Запрещается запрещать". Или сатанистов более ранней поры "Ничего не истинно и всё дозволено".

Иллюстрация Гюстава Доре к книге Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Иллюстрация Гюстава Доре к книге Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Положительная критика романа делает ставку на обличение и осмеяние автором всего вокруг. Но весь обличительный пафос нужен был Рабле Ф., скорее, чтобы книги его издавались и продавались. Он обличал и высмеивал всех подряд без разбору, заискивая при этом перед сильными мира сего — королями и кардиналами. И был ими неоднократно обласкан, и при этом болезненная графомания не давала ему остановиться.

Кстати, книга Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" в Советском Союзе была издана несколько раз, каждый раз с многословными хвалебными предисловиями. Издана была в 2-х вариантах: сокращённый и адаптированный для детей под рубрикой "Школьная библиотека" и полный для взрослых. Да и сейчас в школьных учебниках "Гаргантюа и Пантагрюэль" причисляется а величайшим образцам французского Ренессанса.

После подробного знакомства с романом "Гаргантюа и Пантагрюэль" все дифирамбы роману, все эти "искусствоведческие" статьи выглядят, мягко говоря, политически ангажированными. Видимо, такой степени поношений в адрес христианства вообще и любой власти вообще в других книгах эпохи Возрождения встретить либеральной, анархистской и коммунистической, да и вообще революционной тусовке не удалось.

Главное содержание романа Рабле Ф. "Гаргантюа и Пантагрюэль" — гипертрофированная бессмыслица. Бессмысленно само существование главных героев — монархов-великанов. Цель классицизма — поднять народное искусство до вершин идеального. Цель раблезианства ("пантагрюэлизма" в терминологии самого Рабле Ф.) — опустить высокое искусство, да и саму жизнь, до самого примитивного состояния, до полного ничтожества. Думается, успех книги Рабле Ф. в эпоху Возрождения объясняется именно её низким качеством и насыщенностью всевозможной мерзостью. В это кризисное для христианского мировоззрения время появилась массовая тяга тогдашней интеллигенции искупаться в нравственном грязи. Комментарий составителя каталога печатных изданий XVI века:

С великою досадою принужден я поместить в сию Библиотеку многих сочинителей, из коих одни писали скверно, иные бесстыдно и без всякого приличия, другие как еретики, и всех хуже некий, именуемый Франсуа Рабле, насмешник над Богом и миром…

В наше время успех у искусствоведов подобных образцов патологической графомании можно объяснить неумением и нежеланием называть вещи своими именами.

Если бы в своё время этот роман-эпопея сгинул бы без остатка на костре инквизиции с автором ли или без него, мировая культура ничего бы не потеряла. Ровным счётом ничего.

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.