Найти тему
Деспина

Оруэлл. “1984” – роман-антиутопия.

Оглавление

Роман «1984», написанный Джорджем Оруэллом в 1948 году, до сих пор не утратил рейтинга одного из гениальнейших англоязычных произведений. В нем автор представил читателям свой взгляд на антиутопию, как на один из вариантов развития мира. Планета, пережившая ряд жесточайших войн и потрясений, была в итоге поделена на три мощных супердержавы, постоянно воюющих между собой. Целью этих войн был, прежде всего, тотальный контроль над населением и отвлечение его от неразрешенных внутренних конфликтов.

матрица
матрица

Главный герой романа, Уинстон, служит в министерстве правды, функция которого – стирание и переписывание истории в соответствии с новыми стандартами. Ежедневно Уинстон наблюдает за тем, как реальные события перекраиваются в угоду правящей верхушки и все чаще задумывается о правильности происходящего. Сомнения, которые он начинает записывать в личный дневник, приобретают форму своеобразного протеста.

История создания

Мысль написать подобный роман зародилась у Оруэлла приблизительно в 1943 году. Но приступить к ее воплощению он смог лишь через три года. В 1946 году он уже был вдовцом с маленьким ребенком на руках. Жить в дорогом Лондоне становилось все тяжелее, и однажды он принял приглашение своего друга Дэвида Астора провести некоторое время в его шотландском имении. Для больного туберкулезом писателя, организм которого был ослаблен недавним кровотечением, жизнь на лоне природы с прекрасным климатом была неплохим шансом поправить здоровье и взяться, наконец, за написание книги.

Джордж с маленьким сыном поселился в месте, далеком от цивилизации, в доме без электричества и других удобств. Он увлекался рыбалкой, содержал домашнюю птицу, но большую часть времени посвящал работе. Он решил бросить вызов своему здоровью и закончить книгу в намеченный срок. Тем временем, самочувствие его неуклонно ухудшалось. Этому способствовало и безудержное курение – часто Джордж выкуривал до ста сигарет в день. В итоге, конец 1947 года Оруэлл встретил в больнице, которая находилась рядом с Глазго. После проведенного лечения стрептомицином, на который у писателя была аллергия, состояние его улучшилось, и он смог вернуться к работе.

Джордж принялся править текст, еще до болезни набранный на машинке. Он безжалостно удалял целые фрагменты, казавшиеся ему слишком мрачными или не совсем удачными. В итоге этих правок черновик превратился в нечто практически нечитаемое, испещренное исправлениями и понятное только самому автору. Для чистовой перепечатки требовались силы, а их оставалось все меньше. Наконец, в декабре 1948 года рукопись отправилась в издательство, а ее автор – на лечение в противотуберкулезный санаторий.

Пока Джордж восстанавливал здоровье, его друг Дэвид сочинял восторженный отзыв на книгу, которая должна была выйти из печати. Изданный роман побил все рекорды того времени по продажам, что принесло ощутимый доход семье Оруэллов. К сожалению, писателю недолго пришлось торжествовать по поводу успеха своего романа. В 1949 году он вновь попал в больницу с очередным ухудшением и 21 января 1950 года умер от легочного кровотечения.

О названии

До сих пор нет единого мнения о том, почему Оруэлл назвал свой роман «1984». Многие сходятся во мнении, что автор просто поменял местами две последние цифры. Некоторые же утверждают, что Оруэлл к 1984 году видел общество именно таким, каким описал его в романе. При написании автор использовал аллегорические приемы, которые намекали на строй, существовавший в Советском Союзе. По этой причине роман был запрещен в СССР вплоть до самой перестройки, а его автор считался идеологическим диверсантом. Только в 1984-85 годах позиция Оруэлла была пересмотрена, и он был «реабилитирован» в глазах советского общества, как борец с буржуазной идеологией.

Жанр и направление

Роман «1984» относится к литературному направлению модернизм. Это подтверждается отходом автора от традиционных образов и привычной структуры произведения. Что касается жанра, то это в чистом виде роман-антиутопия, так как перед читателем разворачивается картина гипотетического будущего. Произведение насыщено действующими лицами, охватывает значительный временной промежуток и включает в себя масштабные события, имеющие глобальное значение. Стиль изложения выполнен в угрюмых, депрессивный тонах, пропитанных трагизмом и обреченностью. Конфликт строится на противоборстве личности и тоталитарной системы.

Темы

Классовая борьба

В романе исследуется тема классовой борьбы. Оруэлл поддерживал демократический социализм как способ борьбы против угнетения рабочего класса. Он видел в тоталитаризме огромную опасность в странах, где партийной линией был социализм, но реальность была гораздо суровее. Уинстон часто говорит о необходимости мобилизовать пролов, рабочий класс в романе, против партии. Партия контролирует средний класс и убеждает его, что пролы находятся на том же уровне, что и животные. Это мешает среднему классу и пролам объединиться. Уинстон принадлежит к среднему классу, который ничего не контролирует и не имеет власти над чем-либо в своей жизни, и он знает, что высший класс пользуется привилегиями, которых у него быть не может. На каком-то уровне Уинстон считает, что пролы пользуются свободой, потому что партия их игнорирует.

Свобода против угнетения

Оруэлл написал «1984» в ответ на подъем тоталитарных правительств, таких как правление Иосифа Сталина в Советском Союзе. При Сталине любого, кого считали врагом правительства, казнили или приговаривали к принудительным работам.

Выдумывая то, что может произойти при режиме, монополизирующем всю власть, Оруэлл включает приемы, которые он видел в тоталитарных режимах, узурпирующих власть в Европе. Ограничение прессы было необходимо, чтобы единственной «правдой», которую можно было услышать, была пропаганда, распространяемая государством. Бедность была широко распространена, и дефицит был навязан искусственно. Как объясняет Эммануэль Гольдштейн в «книге», даже когда нет недостатка в материальных благах, необходимо создать искусственный дефицит, потому что недоедающим, бедным и слабым населением легче управлять, чем тем, которое живет, ни в чем не нуждаясь.

Намерения Оруэлла в этой поучительной истории двойственны: пренебрежительно относиться к тоталитарным режимам, таким как режимы Сталина и Гитлера, и предупредить читателей о возможности захвата власти нетерпимыми, антидемократическими режимами, которые ограничивают личные свободы и мысли. Кажется, Оруэлл говорит: «Будьте бдительны. Держитесь за то, что, как вы знаете, является правдой. Помните прошлое. Распознавайте ложь».

Страх и ненависть как средство контроля

В 1984 году Оруэлл исследует скрытые способы, которыми правительства вызывают страх и ненависть среди своего народа. Оруэлл показывает, как страх и ненависть, которые являются естественными эмоциями, которые испытывает каждый, усиливаются политиками, подгруппами и правительствами, чтобы получить или удержать власть. Пропаганда используется для того, чтобы убедить людей в том, что им нужно бояться и что ненависть – это правильный ответ, чтобы облегчить этот страх. При достаточном освещении в СМИ людей можно убедить в чем угодно. Телеэкраны в романе Оруэлла подвергают людей почти постоянному воздействию словесной пропаганды.

Один из способов, которым Партия разжигает страх и ненависть, – это ритуал Двухминутной Ненависти, который рассказчик описывает как «акт самовнушения, преднамеренное утопление сознания с помощью ритмического шума». Эффект ритуала и очевидное намерение партии состоит в том, чтобы довести народные массы до безумия – свалить вину за свои беды на далекого врага, укрепить солидарность перед лицом унылого мира, где становится все мрачнее, говорить себе, что виноват кто-то другой, и верить, что их собственная культура – единственное позитивное общество в мире.

Индивидуальное мышление против контроля над разумом

Индивидуальная мысль требует свободы выражения, и чем богаче язык, тем больше у человека возможностей для выражения нюансов и специфики этой мысли. Коллега Уинстона Сайм, ортодоксальный член Внешней партии, помогает создать 11-е издание словаря новояза. Цель состоит в том, чтобы исключить слова из языка, тем самым уменьшив диапазон сознания, ограничивая оригинальное мышление и контролируя как мысли, так и поведение его носителей. С каждым изданием из словаря выбрасывается все больше слов. Сайм с нетерпением ждет времени, когда не будет мыслей, потому что не будет слов, чтобы их выразить. «Православие, – говорит он, – значит не думать, не думать. Православие есть бессознательность». Это высшая форма контроля сознания.

Однажды, объясняет Сайм, чтение классической литературы станет невозможным. Никто не поймет слов, потому что их не будет. Даже такой разговор, как у него с Уинстоном, будет невозможен, и партийные лозунги нужно будет изменить. «Как, – спрашивает он, – у вас может быть лозунг «свобода – это рабство», когда понятие свободы упразднено?»

Мало того, что выступления против правительства репрессируются, а открытое восстание наказывается, людям даже не разрешается думать антипартийными мыслями. Мыслепреступление можно обнаружить по равнодушному выражению лица во время гимнастики или менее чем восторженному выражению ненависти, когда мимо проходит колонна заключенных. Допустимы только те мысли, которые внушает партия, и большинство этих мыслей – ложь. Но если кто-то у власти достаточно часто лжет, и не раздаются голоса несогласных, люди начинают верить лжи.

Язык (новояз)

Язык Новояз играет чрезвычайно важную роль в обществе Океании и в контроле партии над населением. Как говорит Сайм, новояз сокращает и ограничивает количество слов в английском языке, а также удаляет слова, используемые для описания восстания или независимости (конечная цель – лишить граждан способности продуцировать антипартийные мысли). Интересно, что партия работает над формированием языка вокруг себя, вместо того чтобы естественным образом принять и принять язык людей, составляющих страну. Таким образом, язык используется как ещё один механизм контроля сознания.

Устранение исконного языка нации служит для снижения значимости прошлого нации. Языки развиваются веками и глубоко переплетаются с культурой и историей. Переопределение и навязывание языка населению, как это часто делалось в постколониальную эпоху, лишает это общество индивидуальности. Партия достигает этой цели с большой эффективностью.

Смысл книги

В романе «1984» показана бессмысленная борьба личности и режима, в которой личность заведомо обречена на провал. Диктаторская система подавляет любые права человека, отрицая все то, что ему дорого и навязывая свою абсолютную власть. Смысл романа состоит в том, чтобы показать читателям, какое убожество представляет собой мир, в котором царят произвол и тирания, противоречащие истинным человеческим ценностям.

Оруэлл словно предупреждает человечество, что будущее может оказаться печальным, если люди не прекратят развязывать войны и стремиться к тотальной власти над всем. Мир может ожидать тьма, в которой не найдется места ни любви, ни дружбе, ни человечности.

Основная идея

Смысл романа «1984» представляет собой предупреждение писателя всему человечеству о том, какая судьба его ждёт, если народ будет позволять своим правительствам вырождаться в бесчеловечные диктатуры. Оруэлл раскрыл все уловки пропагандистов в рамках таких режимов и развенчал их. Их увлечение историей объясняется желанием переписать ее, их воинственность — это жажда власти, их призывы к подвигу — манипуляция народным сознанием. Ханжеское отношение к любви, дружбе и другим искренним чувствам вытесняет из личности индивидуальность.

В своём произведении Оруэлл выразил свой взгляд на власть, революцию и роль народных масс в историческом процессе. Осудил тоталитаризм, милитаризм и террор, как средства управления людьми. Такова главная мысль романа «1984».

Чему учит?

Антиутопия «1984» говорит о том, как важно для народа участвовать в управлении государством, самостоятельно бороться за свои права, а не пассивно вручать свою судьбу в руки правящего класса. Он говорит нам о том, как важна любовь в жизни человека, что именно она придаёт нашей жизни смысл. Такова мораль романа «1984».

«1984» даёт нам яркий антипример того, как может быть организовано государство. Это произведение содержит в себе призыв к миру терпимости и осуждение диктатуры в любой её форме. Это и есть нравственные уроки антиутопии «1984».

Критика

Антиутопия Оруэлла был тепло встречена читающей публикой, как на Западе, так и в странах Социалистического блока, однако каждая сторона пыталась использовать посыл романа в свою пользу. В капиталистических странах утверждали, что Оруэлл в своём творчестве отсылал читателя к коммунистическим диктатурам, а в СССР делали выводы о том, что писатель в лице Океании изобразил государство, находящееся на высшей стадии становления империализма.

Современные исследователи и писатели лояльны к антиутопии Оруэлла и отмечают крупицы истины, которые делают писателя пророком:

Джордж Оруэлл не только изменил наши взгляды на мир, показав нам, как возникает тирания. Роман «1984» стал своего рода справочником для живущих в трудные времена. Казалось бы, мы уже никогда не должны верить очередному министерству правды, провозглашающему, что «незнание — сила». И тем не менее жизнь раз за разом испытывает нас. (английский литературовед Джин Ситон)

Но кое-в-чём автор «1984» оказался прав. Если бы на его страницах, щедро усеянных ложью, не завалялись бы крупицы истины — вряд ли он имел сегодня столь большую популярность. Репрессивная культура, о которой писал ещё Герберт Маркузе в 60-е годы, породила «одномерного человека» – идеального потребителя с атрофированным инстинктом борьбы. Новые технические средства – видеокамеры, сотовая связь, Интернет – открыли возможности не только для коммуникации, но и для тотального контроля и слежки за населением. Кажется, история со Сноуденом показала всему миру: Большой Брат действительно следит за нами. (литературовед Андрей Рудой)

Поэт и публицист Дмитрий Быков считает роман актуальным, при этом отмечает изменение отношения к роману со временем: «… бытовало мнение, что Оруэлл силён как социальный мыслитель и относительно бледен, трафаретен как художник. Оказалось наоборот»

Этот вопрос является предметом дискуссий и в наши дни. Так или иначе роман «1984» стал неотъемлемой частью мировой культуры, он был несколько раз экранизирован и разобран на множество цитат.

Список источников:

https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/1984-oruell/

https://spadilo.ru/proizvedeniya/1984/