Найти тему
Каморка Отаку

Шесть минут эстетического удовольствия и эмоционального опустошения ➤ Обзор короткометражного аниме «Убежище»

«Всё, гармонии нет! Вдохновения нет! Я бездарность!». Простой, но одновременно глубокомысленный монолог Бараша из Смешариков (прекрасное беззаботное детство...) хорошо олицетворяет творческие метания творцов «слова и образа». Беспокойство, что проделанная работа окажется бессмысленной губит творческие стремления на корню. Однако жизнь – череда белых и чёрных «полос». За творческим выгоранием неизменно приходит светлое вдохновение, способное превратить поток разрозненных мыслей в по-настоящему значимое произведение.

Творческое вдохновение подобно полному погружению в мир собственных фантазий, наполненных памятными впечатлениями и эмоциональными переживаниями. Поэтому каждое произведение (за исключением откровенно мусорных) несёт частичку души автора, его откровение внешнему миру.
Творческое вдохновение подобно полному погружению в мир собственных фантазий, наполненных памятными впечатлениями и эмоциональными переживаниями. Поэтому каждое произведение (за исключением откровенно мусорных) несёт частичку души автора, его откровение внешнему миру.

Охаё годзаимас, дорогие друзья! Вы на канале «Каморка Отаку». Меня зовут Иван, приятно познакомиться! 😊

Такое пространное вступление – это отражение сложностей во время создания запоминающегося аниме. Вдохновение позволяет автору наполнить произведение подходящим эмоциональным оттенком, который найдёт отклик в душе зрителя. Хорошим примером является аниме «Песнь ночных сов» (Yofukashi no Uta). Автору оригинальной манги Kotoyama настолько нравилось творчество группы Creepy Nuts, что он назвал произведение в честь композиции музыкантов, договорился об использовании песен Creepy Nuts для опенинга и эндинга и даже добавил камео музыкантов в одном из эпизодов аниме.

Аниме-обличия R-Shitei и DJ Matsunaga из японской хип-хоп группы Creepy Nuts в шестом эпизоде «Песнь ночных сов».
Аниме-обличия R-Shitei и DJ Matsunaga из японской хип-хоп группы Creepy Nuts в шестом эпизоде «Песнь ночных сов».

Благодаря вдохновению Kotoyama, музыкальное сопровождение идеально раскрыло ночную атмосферу похождений Ко и Надзуны, а вступительная и заключительная темы эпизодов стали одними из лучших репрезентаций аниме за последнее время.

Эта история навеяла воспоминания об одной оригинальной короткометражной работе – плоде сотрудничества анимационной студии A-1 Pictures, стримингового сервиса Crunchyroll, французского диджея Madeon и американского продюсера Портера Робинсона. Сочетание электронной музыки, нестандартных сюжетных идей и кропотливого процесса создания подарило аниме-сообществу трогательную анимацию, оставляющую после себя чувства опустошения, глубокой печали, отчаяния и светлой надежды одновременно. Аниме «Убежище» – немногословно красноречивая история молодой девушки, которая заставит задуматься об истинных ценностях жизни.

Очаровательная главная героиня из короткометражного аниме «Убежище».
Очаровательная главная героиня из короткометражного аниме «Убежище».

Французский диджей Madeon (Гюго Пьер Леклер) и а мериканский продюсер Портер Робинсон познакомились на интернет-форуме, когда приятелям было 12 и 14 лет соответственно, пронеся дружбу сквозь время. Тем удивительнее, что аниме «Убежище» – их единственный совместный проект, который был тепло принят как поклонниками музыкантов, так и аниме-сообществом.

Чтобы воплотить идею музыкального видео, Портер Робинсон при посредничестве Crunchyroll предложил сотрудничество анимационной студии A-1 Pictures. Встреча состоялась на площадке аниме-фестиваля Anime Expo 2015. В интервью японскому изданию американский продюсер признался, что его очаровало аниме «Невиданный цветок» (Ano Hi Mita Hana no Namae wo Bokutachi wa Mada Shiranai), созданное A-1 Pictures.

Затворник Дзинта и жизнерадостная Мейко в аниме «Невиданный цветок».
Затворник Дзинта и жизнерадостная Мейко в аниме «Невиданный цветок».
Существует множество аниме-историй, которые могут быть трагичными, сентиментальными или ностальгическими. Однако, только A-1 Pictures удаётся сочетать эмоциональные оттенки, чтобы произведение привлекало и бывалых Отаку, и современную аудиторию. Подход студии полностью соответствует моим чувствам художника, той меланхолии и трагичности, которые являются основными мотивами моих работ.
Портер Робинсона

Неудивительно, что сотрудничество американского продюсера с A-1 Pictures оказалось столь плодотворным. По воспоминаниям президента анимационной студии Томонори Отикоси, Портер поразил аниматоров воображением и увлечённостью во время создания музыкального видео.

Портер Робинсон во время работы над аниме «Убежище».
Портер Робинсон во время работы над аниме «Убежище».

Главная особенность музыкального видео – это активное вовлечение на каждом этапе процесса создания: от дизайна персонажа и окружения, до написания истории, раскадровки и анимации.

Портеру очень понравилось имя Рин для главной героини аниме. По удивительному совпадению, дочь генерального директора A-1 Pictures тоже звали Рин. Сначала продюсер хотел изменить его, однако студия настояла, чтобы имя осталось неизменным. Можно сказать, что A-1 Pictures также оставили частичку себя, создав образ девочки Рин.

Портер был поражён невероятной проработанностью набросков и эскизов. Также было много обсуждений устройства комнаты Рин, которая на 90% выходила за пределы кадра. Поэтому остаётся только догадываться, какая большая работа была проделана художниками и аниматорами. Благодаря взаимопониманию между анимационной студией A-1 Pictures, французским диджеем Madeon и американским продюсером Портером Робинсона, появилось настоящее произведение искусства.

Короткометражное аниме «Убежище» – это квинтэссенция полного погружения в мир фантазий, которая перекликается с реальностью. Виртуальная реальность и современные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мир «Убежища» это своеобразная виртуальная вселенная, где заперта главная героиня. Она может изменять окружающую среду лёгким движением руки, затем любоваться получившимися пейзажами, прогуливаться по ним, играть ими и исследовать их. Красивая идея, которая близка моему восприятию художника.
Портер Робинсон

Спустя год, 11 августа 2016 года, на официальном канале Madeon была загружена музыкальная композиция Shelter (однако никто не догадывался, что музыка является частью большого проекта). Только 14 октября 2016 года Портер Робинсон анонсировал совместную анимационную работу музыканта и японской студии A-1 Pictures. Короткометражное аниме было опубликовано 18 октября 2016 года на официальном канале продюсера.

«Убежище» (Shelter) рассказывает историю 17-летней девочки Рин, которая проживает свою жизнь внутри футуристического симулятора в полном, бесконечном и прекрасном одиночестве. Каждый день она просыпается в виртальной реальности и использует планшет, который управляет симуляцией, чтобы создавать новые, разнообразные и красивые миры. Но однажды всё меняется, и Рин узнает правду, из-за чего она попала в эту симуляцию.
«Спустя какое-то время я перестала думать об этом». Кадр из короткометражного аниме «Убежище» (Shelter).
«Спустя какое-то время я перестала думать об этом». Кадр из короткометражного аниме «Убежище» (Shelter).

Нельзя передать словами, какое впечатление произвело на меня музыкальное видео при первом просмотре... За моментами беззаботного счастья и безграничного полёта фантазий скрывается трагическая история и душераздирающая судьба одинокой девушки. Особый восторг вызывало слияние музыки и сюжета. Кажется, обычное явление для музыкального клипа. Однако Портеру Робинсону и A-1 Pictures удалось добиться нужного накала трагичности и сентиментальности, который берёт зрителя за живое. Музыкальная композиция будто отбивает ритм жизни главной героини. Особенно сильные эмоции испытываешь на четвёртой минуте, когда эмоциональный накал достигает своего апогея... После чего следует меланхолическая пауза, дающая время осознать свои ощущения на фоне размышлений Рин.

«Я не одинока...». Кадр из короткометражного аниме «Убежище» (Shelter).
«Я не одинока...». Кадр из короткометражного аниме «Убежище» (Shelter).

Когда девочка говорит: «Даже если от этих воспоминаний сжимается сердце, я должна идти вперёд с верой в будущее», слова перекликаются с главной темой аниме «Невиданный цветок». Лишнее подтверждение, что по-настоящему шедевральное аниме может создать лишь настоящий отаку (тот, кто действительно любит и уважает японскую анимацию).

Интересный факт: 21 мая 2014 года на официальном канале Портера Робинсона было опубликована музыкальная композиция Sad Machine, женскую вокальную партию исполнил вокалоид Avanna. После выхода короткометражного аниме «Убежище», многие по-новому восприняли смысл песни, связав её с пробуждение Рин после долгого одиночества. Однако связь между двумя композициями остаётся лишь приятно меланхоличным продолжением истории в сердцах фанатов.

Естественно, моё мнение не является единственным истинным, но лишь одним из множества. Однако это исключительный случай, когда я настоятельную посоветую посмотреть вам работы Портера Робинсона, чтобы проникнуться атмосферой музыки и культуры отаку. Буду рад услышать ваши мнения и мысли об этом произведении, чтобы вместе порефлексировать 😊

#ОбзорыКаморкиОтаку