Найти тему
dinVolt

Черепашки-ниндзя и самое недооценённое оружие в истории

Люди, которые застали эпоху "Денди" от картинки ниже наверняка словят вьетманские флешбэки. И точно также наверняка смогут точно сказать, почему художник на ней нарисовал именно Рафаэля.

А пока ваше душевное спокойствие восстанавливается, и до того, как мы перейдём к теме статьи, пожалуй, нужно сразу обозначить, что как-то серьёзно рассматривать оружие черепашек-ниндзя не стоит. Потому что они не создавались с какой-то целью, с какой-то идеей, а были нарисованы просто так, по приколу. На дворе стояла середина восьмидесятых, кинематограф покоряли боевики, вокруг царил культ личности Брюса Ли, всякие странные и не очень супергерои в очередной раз набирали популярность, и в это время Кевин Истмен просто шутки ради нарисовал антропоморфную черепаху с нунчаками (да, я знаю, что официально правильно их называть "нунчаку", но кому не пофиг) в руках. Его друг и коллега Питер Лэрд написал "подросток мутант", и вместе они нарисовали ещё трёх таких же.

Выбор оружия для первой черепашки в виде нунчак очевиден - Брюс Ли же. Второй достались не менее распиаренные в боевиках катаны. С третьей уже было сложнее, но и для неё подобрали специфичное азиатское оружие - кинжалы сай. А вот дальше, как там в древней русской поговорке: "Было у отца три сына и четвёртый Донателло". Фантазия у художников закончилась (ну, с учётом того, что они и не пытались вкладываться всерьёз и что-то прямо продумывать), и четвёртую черепаху собирали по остаточному принципу. И имя ей дали такое себе - если каждый школьник знает хотя бы по именам Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти и Леонардо да Винчи, то вот с Донато ди Бетто Барди, при всём его огромном вкладе в скульптуру, мало кто знаком. Да и вообще эту черепаху изначально хотели назвать "Бернини" в честь скульптора Джованни Бернини, но решили, что "Донателло" просто круче звучит. Ну и в оружии у него тоже не было ничего интересного, и в наше время оно больше служит поводом для шуток.

-2

Позже, конечно, фанаты стали строить разные теории, самая красивая, на мой взгляд, из которых заключается в том, что Сплинтер дал каждому оружие, которое полностью противоречит их натуре, чтобы они могли через тренировки компенсировать свои слабости - спокойному и миролюбивому Леонардо достались смертоносные мечи, вспыльчивому и агрессивному Рафаэлю - чисто оборонительные кинжалы, невнимательному и непоседливому Микеланджело - требующие самых упорных тренировок нунчаки, а изобретательному и любящему всё усложнять Донателло - простейшая длинная палка. Красиво же, правда. Пусть и неканон.

Но что если посмотреть на это оружие с такой, историческо-практической точки зрения?

Про катаны, наверно, все знают. Весьма хорошие мечи, хоть и уступающие обычным европейским по ряду параметров. Но для своей эпохи и для своей географии - в Японии было не так много железа, так что с созданием стальных доспехов были проблемы - весьма достойное оружие.

Кинжалы сай, очевидно, хуже - просто потому что короче, придётся приближаться к противнику на более близкое расстояние. Но, кстати, в реальной истории они задержались довольно долго, потому что главным их предназначением было ловить удар меча, так что такие трезубцы относительно недавно ещё состояли на службе японской полиции, которой время от времени приходилось задерживать и обезоруживать чересчур перепивших сакэ самураев. Ну и такие кинжалы за счёт незаточенного лезвия, по сути, выполняли функции современных резиновых дубинок.

А вот оставшаяся пара - палка и нунчаки, это прямо интересно. Потому что, несмотря на всю крутость Брюса Ли и на всю зрелищность владения нунчаками, палка лучше абсолютно по любому параметру.

Она длиннее, а значит, можно держать противника на безопасном расстоянии. Даже если взять большие нунчаки, радиус поражения палки будет больше - потому что нунчаки нужно держать возле цепи, тогда как палку можно держать ближе к концу, иначе по пальцам может очень больно прилететь неудачно отскочившей второй половиной. Когда будете смотреть видео с нунчаками, обратите внимание на то, как их держат люди, которые реально учатся ими владеть - около цепи.

-3

Кстати, да - случайные отскоки. Из-за гибкого соединения невозможно контролировать, куда отскочит "нунчака" после столкновения с твёрдой поверхностью. И далеко не факт, что владельцу нунчак не прилетит от своего же оружия. В отличие от удара палкой.

А из этих двух факторов вытекает и третий - удар палкой банально сильнее. Конечно, визуально кажется, что нунчаки вращаются, поэтому там всё быстро и сильно, но на самом деле нет - при максимальной скорости нунчаки выпрямляются в одну линию, то есть, кончик палки будет иметь ровно такую же скорость, как и кончик нунчаков, но за счёт гибкого элемента нунчаки сильнее отскакивают, забирая часть импульса (и единственное достоинство такого гибкого элемента - в том, что он позволяет сделать ударную часть длиннее и при этом не сильно ухудшить удобство переноски).

-4

Ну и, наконец, палкой можно отбивать и блокировать чужие удары - благодаря жёсткости и длине это можно довольно удобно и безопасно делать.

Но если палка настолько лучше, то почему нунчаки вообще появились на свет? А секрет прост - они не задумывались как оружие. Изначально это был цеп для обмолки риса, а поскольку крестьянам запрещалось иметь при себе оружие, то они стали использовать тот инструмент, который был под рукой. И только значительно позже нунчаки перекочевали во всякие там Шаолини и к другим поборникам боевых искусств. И да, это лучше, чем ничего, и в умелых руках нунчаки - весьма грозная вещь, но, их недостатков это не отменяет.

Ну и вот вы примерно понимаете логику, по которой можно примерно оценить эффективность оружия. И вот просто попробуйте сравнить самую обычную палку с любым другим видом "крутого" холодного оружия - результат будет весьма неожиданным. Нунчаки, ножи, кинжалы сай? Не смешите мои тапочки. Мечи, катаны, сабли? Ну да, похуже, но, честно говоря, не то чтобы сильно (особенно если учитывать такую вещь как стоимость). Копья и алебарды? Ну так это и есть палки, только усовершенствованные. Палка - это очень эффективное оружие, и, пожалуй, самое недооценённое оружие в такой, массовой культуре вокруг исторических сражений и боевых искусств - согласитесь, мало где в фэнтези-книге или фильме можно будет встретить сражение с использованием тех или иных палок, мы, как зрители и читатели в современном мире их вообще за оружие-то перестали считать из-за этого.

Но хоть в исторических кругах, да и в самой истории роль палок в той или иной модификации никогда не оспаривалась. Не случайно, одно из самых известных японских преданий рассказывает о том, как великий воин Миямото Мусаси однажды пришёл на дуэль без оружия. Пока его на лодке везли к месту дуэли, он взял запасное весло, обточил его под руку, и по прибытии этим веслом сделал "боньк" своему сопернику, Сасаки Кодзиро (который, вроде, был не самым последним воином, но вот прославился только гибелью в этом бою). Ну а Мусаси в дальнейшем стал драться только деревянными мечами, ибо характер у него был не сахар, дуэлей было много, ремонтировать стальные мечи после каждой выходило дороговато, а деревянные не особо им уступали.

-5

После такого исторического экскурса просто бесконечно иронично смотрится самая первая видеоигра на NES по "Черепашкам-ниндзя", вышедшая аж в 1989 году. Дело в том, что такие вещи как "геймдизайн" и "баланс" тогда ещё не были особо известны, и в данной игре создатели об этом особо не думали.

-6

В итоге у них получилась совершенно несбалансированная игра, где абсолютной имбой был Донателло с его длиннющей и мощной палкой, и его потеря приравнивалась к невозможности пройти игру, не таким удобным, но более-менее играбельным персонажем - Леонардо, у которого был меньше и урон, и радиус поражения, но играть им было вполне себе удобно, а худшими - Микеланджело и Рафаэль, из-за чересчур маленького радиуса оружия. Ими было просто неудобно играть, ведь любой противник внезапно превращался в достаточно серьёзную опасность. Так что в самые опасные миссии отправлялись именно они, ведь потерять их было не жалко (и, особенно, конечно, это касалось второго подводного уровня, который тогда казался невероятно сложным и опасным). Да, с точки зрения гейм-дизайна это отвратительное решение, но, чёрт побери, насколько же получилось точно с точки зрения истории, хотя, конечно, вряд ли при создании игры про подростков мутантов ниндзя черепашек хоть один человек задумывался про историческую достоверность.