а) амбивалентная сущность Рогожина (любовь-ненависть к князю). Рогожин как антипод Мышкина; параллелизм сюжетных линий героев (общность экспозиции, любовь к Настасье Филипповне);
Это был мой вопрос.
Князь Мышкин и Рогожин – главные герои известного романа Ф.М. Достоевского «Идиот». С первых страниц книги автор подчеркивает разницу между ними: князь – хрупкий белокурый молодой человек с голубыми глазами, Рогожин – темноволосый мужчина с огненным взглядом и нахальной, почти дерзкой улыбкой. В то время как князь в каком-то смысле не от мира сего, подчинен и никогда не изменит своим высоким, почти небесным идеалам, прежде всего - христианскому состраданию, Рогожин - непосредственная земная натура, подчиненная охватывающим ее сильным страстям.
Отношения между двумя этими персонажами также строятся в соответствии с теми ролями, которые они играют в романе. Рогожин временами смертельно ненавидит князя Мышкина, готов его даже убить: «Я, как тебя нет предо мною, то тотчас к тебе злобу и чувствую. Лев Николаевич... Так бы тебя взял и отравил чем-нибудь!» Между тем именно князь Мышкин становится для Рогожина самым близким человеком. Именно ему он исповедуется в прегрешениях, рассказывает о своих отношениях с Настасьей Филипповной, жалуется на свои страдания. В конце концов, именно князя Мышкина Рогожин приводит в свой дом в финале романа, когда уже совершилось убийство. Он делит с ним свое горе и только искреннее сострадание князя в итоге приводит Рогожина к духовному прозрению.
Между героями завязался клубок роковых противоречий, приведший к трагической развязке. Князь Мышкин любил Настасью Филипповну сострадательной любовью, но это чувство не удовлетворяло гордую женщину, желавшую равноправия в отношениях. А Рогожин испытывал к ней не любовь, а исступленную страсть, граничащую с безумием, что впоследствии толкнуло его на убийство героини.
Князь и Рогожин почти сразу угадали и поняли друг в друге эти чувства к Настасье Филипповне; возможно, именно поэтому они, будучи соперниками, нашли общий язык и даже стали почти друзьями. Мышкин глубоко сострадал болезненной любви Рогожина, а последний злился на доброту князя, но в то же время не мог без него обойтись. Не выдержав мучительной внутренней борьбы, Рогожин неудачно попытался убить князя, который впоследствии простил ему и этот преступный порыв.
Можно сказать, что князь и Рогожин нуждались друг в друге. Их отношения были настолько сложны и противоречивы, что даже не укладывались в знаменитую пушкинскую формулу «от делать нечего друзья». Многие читатели, глядя на их дружбу-противостояние, могли бы сказать, что князь олицетворяет вымученное добро, а Рогожин – болезненное зло. Каждый из них был по-своему болен – не только физически (Мышкин страдал от эпилепсии, а Рогожин не до конца оправился от воспаления мозга), но и психологически, нравственно. Князь взял на себя слишком много, когда пробовал спасти Настасью Филипповну, а Рогожин даже не пытался исправиться, хотя сознавал и признавал, что является потенциальным убийцей.
Возможно, именно по этой причине герои сумели сохранить некое подобие дружбы: оба понимали, что серьезно больны, и, по-видимому, подсознательно тянулись друг к другу даже в минуты смертельной опасности.
«обратной стороной медали», воплощением темной стороны человеческой личности стал Парфен Рогожин. В широком смысле князь Мышкин и купец Рогожин — это одно целое существо.
В финале романа эти два героя окончательно сливаются своими судьбами друг с другом. Князь Мышкин и, уходя из разума, остается помощью и поддержкой Рогожину; Рогожин и, совершив преступление, духовно возрождается. Так открывается одна из самых загадочных заповедей Христа: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геене».
Рогожин и Мышкин становятся как бы духовными братьями. Интересно, что с этого момента начинается сближение двух героев. Они становятся все более похожими друг на друга и внешне, и в манерах, стиле поведения. Рогожин становится рассеяннее и задумчивее, а князь Мышкин - наоборот, менее спокойным и все более эмоциональным: в описании его все чаще употребляется слово «вскричал»: «Да как же ты… как же ты!..» - вскричал князь и не докончил»; «Все этот ревность, Парфен, все это болезнь, все это ты безмерно преувеличил…» - пробормотал князь в чрезвычайном волнении»; «На эту картину!» - вскричал вдруг князь под впечатлением внезапной мысли». «Да дай же я хоть обниму тебя на прощанье, странный ты человек!..» - вскричал князь….». Бледность, которая свойственна князю, становится чертой Рогожина. В конце встречи все лицо Рогожина «преобразилось: он ужасно побледнел, губы его задрожали, глаза загорелись».
Ни Рогожин, ни Мышкин не любят Настасью Филипповну. Чувства Мышкина и Рогожина к Настасье Филипповне являются не любовью, а какими-то другими чувствами: болезненной страстью у Рогожина и жалостью у князя Мышкина. («Все это ревность, Парфен, все это болезнь, я ее «не любовью люблю, а жалостью»» (Князь Мышкин - Рогожину).