Галльская стена — это абстрактная игра для двух игроков, в которой противники пытаются возводить непроницаемые каменные стены по мере приближения грозных формирований, напоминающих Галльские войны Юлия Цезаря.
Дизайнер: Фил Ледук
Художник: Нестор Ромераль Андрес
Количество игроков: 2 человека
Рекомендуемый возраст: 10+
Время одной партии: от 20 минут
Оригинальный текст правил размещен на английском языке по ссылке.
Эта настольная игра никогда не издавалась официально в виде коробки. Можно играть в разные оцифрованные версии игры, либо изготовить самостоятельно (самый простой вариант - на базе классических шашек)
Состав игры
- два набора по 16 жетонов (называемых камнями); один светлый набор (римляне) и один темный набор (галлы)
- одно прямоугольное игровое поле, состоящее из 8х7 клеток.
Подготовка к игре
Установите игровое поле между игроками, так чтобы получилось 7 рядов и 8 столбцов. Каждый игрок берет свой набор камней и кладет их по 2 камня на каждую свою домашнюю клетку - ближайший к нему ряд.
Основные игровые юниты
Башня - 2 камня одного цвета, сложенные в одну стопку.
Башни могут блокировать движение других юнитов и могут быть разобраны на камни и перераспределены. Предел количества камней в башне - два, и камни разного цвета не могут занимать одну и ту же ячейку.
Стена - 1 отдельный камень, занимающий ячейку.
Стены не двигаются, их основная задача - блокировать движение юнитов противника. На месте Стены можно достроить Башню.
Игровой процесс
Первыми ходят Римляне - светлые камни. В свой ход игрок должен выполнить одно из следующих действий:
- Переместите Башню, переместив два ее камня из начальной клетки в две ближайшие клетки в любом направлении (ортогональном или диагональном). Каждая ячейка назначения должна быть пустой или содержать дружественную Стену.
Пример перемещения Башни приведен на рис. 1. Римляне (светлые камни) переместили Башни, сыграв d1-d3, e1-e3 и f1-d3. Галлы в свою очередь переместили Башни, сыграв d7-d5, f7-d5 и h7-f5.
На рисунке 2 показаны все возможные препятствия для перемещения Башни Римлян с клетки b4.
- Пожертвуйте камень Башни, чтобы убрать соседнюю (ортогональную или диагональную) вражескую Стену. Жертва не обязательна при наличии соседней вражеской Стены.
На рисунке 3 Римляне не могли передвинуть свою Башню с клетки b4 на c5, но зато можно пожертвовать Башней и удалить стену противника. Результат этого хода можно увидеть на рисунке 4.
Игрок не может пропустить ход.
Победа в игре
Игрок побеждает, если хоть один его юнит достигает домашнего ряда противника. Второй вариант победы - заблокировать все юниты противника. так что в свой ход он не может совершить ни одного возможного действия.
Расширенные правила игры
Катапульты
В игру добавляется новый юнит - Катапульта. Все предыдущие правила работают по-прежнему, но камни теперь можно складывать в стопки до 3 штук. Эта стопка из 3 камней и будет Катапульта. Для создания Катапульт используются Башни.
Свойства Катапульт:
- они не могут двигаться
- они блокируют перемещение юнитов противника, так же как Башни
- они могут бросить один из своих камней на два или три поля во всех пяти направлениях вперед и в стороны. Целевая клетка может быть пустой или занятой противником. Промежуточные клетки могут быть заняты любыми камнями/юнитами или быть пустыми. После выстрела Катапульта превращается в башню. При этом:
-- Если камень приземляется на занятую противником клетку, один из камней соперника и брошенный камень удаляются из игры - материальный баланс сохраняется!
-- Если брошенный камень попадает в пустую ячейку, он становится Стеной.
На рис. 5. можно посмотреть на примере, на какие клетки может бросить камень Катапульта.
Башни могут пожертвовать камнем, чтобы превратить соседнюю Катапульту противника в башню, или пожертвовать собой (два камня), чтобы превратить соседнюю Катапульту в Стену.
Правило Взятки
Римлянин на первом ходу, вместо обычного перемещения Башни, должен выбрать одну из Башен своего домашнего ряда и распределить ее камни как Стены (а не как башни) в любом месте своего второго ряда. Затем Галлиец может принять решение перейти на другую сторону и играть за Римлянина или нет. Какое решение ни принято, игрок Галлии также использует те же особые правила движения Башни в свой первый ход. В остальном игра продолжается по стандартным правилам. Эти специальные правила движения увеличивают количество возможных начальных ходов с 20 до 224 (только с 10 до 112 с учетом симметрии) и немного усложняют решение второго игрока.
Побег
Галльская стена становится более сложной игрой, когда условия победы сводятся только к патовой ситуации и сдаче в плен. Применяются все остальные правила. Стратегия здесь состоит в том, чтобы разделять (разбить юниты противника на группы), изолировать (заблокировать их) и властвовать (наслаждение победой).
Многопользовательский побег
В вариант Побега можно играть с четырьмя игроками вокруг квадратной игровой доски, например, шахматной доски. При первоначальной настройке игроки не ставят Башни на четыре угловые клетки. Когда игрок заходит в тупик, он выбывает, а его камни остаются на доске. Правила варианта Побега также хорошо применимы к обычным шестиугольным игровым полям, что делает возможными игры для трех игроков.