Найти тему
Дмитрий Казаков

ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ ЧИНОВНИКОВ МИНОБРАЗА.

Образовательный модуль «Лапта» разработан для системы образования. Модуль одобрен и включен в Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения РФ. https://edu.gov.ru/press/6419/utverzhden-modul-lapta-dlya-obrazovatelnyh-programm-shkol/. Инициативы чиновников стали отличительной чертой российского образования, начало 2023 года не стало исключением.

Вообще сама игра «Лапта» очень хорошее развлечение, в моем детстве имела огромную популярность среди детей и даже взрослых. Игра внешне похожа на бейсбол, но сильно отличается по сути. Играли в лапту на уроках и после уроков. Вообще не нужно было никаких указаний учителю физической культуры, чтобы учить детей играть в лапту. Это было действительно народное спортивное развлечение, дети сами организовывались после школы и дотемна играли. Обычно игры в лапту были весной, как только оттаивала проселочная дорога, которая становилась площадкой для игры. Вообще год был поделен на периоды со своими играми и спортивными развлечениями, главное без подсказок чиновников. Инициаторами и организаторами игр становились сами дети, роль учителя была минимальна.

Можно ли возродить в массах игру в лапту? Может ли она в современных условиях стать популярной? Однозначно нет. Традиционные игры появились и развивались в определенных общественных условиях, сейчас совсем другая реальность. Коллективизм был основой жизни общества, который порождал коллективные формы бытия. «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» - Карл Маркс. О каких коллективных играх можно говорить, если общество атомизировано и разобщено. Совершите небольшое путешествие в ближайшую сельскую местность, посмотрите, чем живет деревня, сколько там детей школьного возраста и какими заборами отделены люди друг от друга. Я был бы очень рад, если бы на улицах моего родного села можно было наблюдать большое количество детей, играющих в лапту. Село уже не то - семей с детьми там нет и школы тоже. Вообще многое изменилось в нашей жизни за последние два десятилетия. Обезлюдило и постарело мое родное село и тысячи сел в России. Нет в селе столько детей, чтобы организовать игру в лапту. Для этой игры, чтобы она была яркой и интересной, необходимо как минимум два десятка участников. Несколько лет назад я работал в сельской школе, в которой было 40 учащихся, это дети с семи населенных пунктов. В сельских школах большинство классов не дотягивают до одного десятка учащихся, часто в классе учатся по одному, два или три ребенка. Какие вообще командные игры можно организовать в этих условиях? Естественно, я описываю общую картину, наверное, есть позитивные примеры, но тенденция очевидна.

Развитие традиционных народных игр в городских условиях вряд ли возможно. Лапта – это самобытная народная игра. Популярной эта игра была в моем селе, выше я описал личный опыт, в каждой местности были популярны свои игры и развлечения. Очень сложно внедрить что-то новое или забытое старое, тем более навязать. Несмотря на то, что организация игры не требует высоких требований к инфраструктуре школы. Городские школьные классы большие, школьный двор может быть площадкой, для игры не требуется дорогостоящий инвентарь. Но все это ляжет на плечи учителя, большинство которых мало знакомы с «новым видом спорта». Опять нужно переделать рабочие программы по физической культуре, проходить курсы повышения квалификации (вероятность высокая, почему бы не «погреть руки» на нововведении). При этом модуль нужно интегрировать в перегруженный образовательный процесс. А затем еще составить красивые отчеты об «успешном» введении модуля «Лапта» с постановочными фотографиями. Многолетние наблюдения за реализацией чиновничьих инициатив не позволяют думать об успехе данного «мероприятия». Все закончится после того, как все получат отчетность. И, возможно, освоят выделенные средства. Еще раз замечу, популярность игры была связана с образом жизни - деревенским коллективным образом жизни.

Наши чиновники от образования действуют не в интересах школьного образования. Любая их инициатива это либо «бизнес-проект» или конъюнктурщина, либо все вместе взятое. По-моему, идея с лаптой - это конъюнктурная инициатива по воспитанию традиционных ценностей. Ведь только все исконно русское должно быть в нашем образовании – тенденция современных нововведений. Чиновники от образования хотят показать свою «патриотичность» введением в образование «исконных» традиций. В связи с последними инициативами чиновников относительно физического и трудового воспитания, я добавил бы к физической культуре несколько «патриотичных» модулей: «Прыжки через костер», ориентирование на местности «Куда Макар телят не гонял», водная дисциплина «Купание в проруби». Предмету «Технология» вернуть исконное название «Труд» и добавить модули: «Плетение лаптей» (мальчики), «Каша из топора» (девочки), общее занятие «Как хлебать щи лаптем». Это, конечно, все смешно, поле для фантазии огромное, но что-то совсем не весело.

Успех образовательной системы государства связан с обдуманной политикой в сфере образования, анализом успешных мировых практик, успешными примерами из настоящего и прошлого, а все эти изображения «исконности» и «патриотичности» ни к чему хорошему не приведут. Чаще всего нововведения появляются как «снег на голову», количество инициатив зашкаливает и они абсолютно непродуманны, даже если звучат прилично и обоснованно. Ранее я писал о Пушкинской карте, о том, как с первого взгляда благородная идея уничтожает школьное воспитание https://dzen.ru/media/marxist1985/pushkinskaia-karta-ili-kak-unichtojit-vospitanie-pod-nol-63bc6f1d131f592a458a1222. Подобные инициативы отнимают у учителя время, драгоценное время на реальную работу с детьми. Инициативы и чиновничьи «хотелки» отнимают у учителя возможность учить (отчуждают труд учителя), а ученики становятся частью необдуманных конъюнктурных экспериментов ради наживы и самолюбования высоких чиновников от Минобраза.