Хочу еще раз вернутся к теме, которую я уже поднимал в статье «Сделает ли сфера торговли нужные выводы из критики президента». Она не потеряла своей актуальности.
Как известно, Президент Беларуси Александр Лукашенко по результатам совещания о ценовой ситуации в стране 6 октября подписал Директиву №10 «О недопустимости роста цен».
Мера необходимая. Причин было немало. Недобросовестные производители стали поставлять в торговые сети «новые изделия». Александр Григорьевич привел пример: взяли курицу, разрубили на две части — «новое изделие» по новой цене. В стране был разгул так называемых посредников, а проще сказать — паразитов-спекулянтов. Одна такая «фирма» поставляла в медицинские учреждения плодоовощную продукцию белорусского производства с накруткой в 600 процентов! Импортеры тоже не без греха. Многие под шумок валютных колебаний весной заложили курс рубля к доллару пять к одному.
Понятно, что нельзя всех, как говорится, под одну гребенку. Обосновать вынужденное повышение цен производственные и торговые предприятия могут по согласованию с Минторгом и облисполкомами. То есть, возможность повышения цены в некоторых случаях осталась. И сейчас мне и чиновники, и производители, и представители торговли рассказывают, что те же белорусские тепличные комбинаты в себестоимость закладывают все, что только можно, до каждой веревочки для подвязки помидоров. Крупные торговые сети как-то смогли решить вопрос с ценами на импортную продукцию. В общем, не хочу вникать в этот весь бумагооборот. Важен результат. Позавчера я зашел в один из гипермаркетов. Цены на огурцы и помидоры взлетели в среднем на 50%.
Теперь о посредниках. Здесь тоже все непросто. Одно дело — откровенные спекулянты-перекупщики. Рядом с моим домом небольшой частный магазин. Хозяйка сама же и работает продавцом. Вижу, что часть товара исчезла. Спрашиваю, почему. Оказывается, посредникам стало невыгодно делить установленную 40-процентную торговую наценку с продавцом. А напрямую у крупного производителя продавец заказать не может, так как небольшая торговая точка, и большие производители часто не хотят заниматься доставкой. То есть получается, что в данном случае посредник не был спекулянтом, а предоставлял логистическую услугу для удобства мелких торговых точек. Кто пострадал? Мы, потребители.
Ко мне обращались зрители и читатели из сетевых компаний «Мэри Кей» и «Орифлейм». Практически все участники там были оформлены как ИП и сейчас вынуждены закрываться. Кому от этого лучше? Люди сами зарабатывали на хлеб, а сейчас вынуждены искать работу по найму. Индивидуальные предприниматели — это не враги, это наши граждане, они не должны становиться жертвами чиновничьего головотяпства.
В общем, не все гладко. Есть вопросы. И они требуют незамедлительного решения.
Материал подготовил Юрий Уваров