Найти тему
Культур-трегер

Сколько миллионов истратила Мария-Антуанетта за время правления Людовика XVI, и какой была ее самая дорогая "покупка"?

Мария-Антуанетта в современном Голливудском представлении (кадр из фильма С. Копполы).
Мария-Антуанетта в современном Голливудском представлении (кадр из фильма С. Копполы).

Со времен французской революции о безумных тратах Марии-Антуанетты слагаются легенды, которые даже в наши дни продолжают обрастать "новыми" подробностями.

Однако до того момента, как ее супруг стал королем в 1774 году, Мария-Антуанетта жила по большей части только на положенное ей по статусу дофины Франции денежное содержание.

Супруга наследника, конечно, периодически превышала личный бюджет (как это делали все члены королевской семьи), но эти дополнительные долги оставались в рамках допустимого для особы столь высокого положения (учитывая общие разнузданные нравы Высшего света Франции).

И только спустя некоторое время после коронации, в начале 1776 года, Мария-Антуанетта осмелилась совершить свою первую, действительно почти безумную по стоимости покупку.

Портрет Марии-Антуанетты 1784 года кисти Элизабет Виже-Лебрен. В наше время это может показаться смешным, но французская знать упрекала художницу в том, что на этом портрете королева бедно выглядит! Мотовство в Высшем свете Франции XVIII века считалось добродетелью.
Портрет Марии-Антуанетты 1784 года кисти Элизабет Виже-Лебрен. В наше время это может показаться смешным, но французская знать упрекала художницу в том, что на этом портрете королева бедно выглядит! Мотовство в Высшем свете Франции XVIII века считалось добродетелью.

Не поставив в известность супруга, Мария-Антуанетта приобрела в долг бриллиантовые подвески стоимостью в 460 000 ливров (ювелир просил 600 000, но комплект удалось удешевить, убрав из него некоторые камни), и две пары браслетов общей стоимостью в 250 000 ливров (эту сумму частично покрыли за счет "старых" драгоценностей королевы).

Что характерно, Мария-Антуанетта честно планировала постепенно покрыть этот долг, но не смогла в виду все более растущих новых трат.

Людовик XVI великодушно оплатил чрезмерное обязательство супруги, но, очевидно, основательно поговорил с ней. Поскольку таких огромных разовых трат супруга Мария-Антуанетта больше никогда не делала.

Разумеется, вошедшая во вкус красивой жизни королева тратить деньги не перестала, но, похоже, что она поставила себе некую планку (или ее поставил король). Также существует версия, что Людовик попросил супругу никогда не брать в долг большие денежные суммы, не посоветовавшись с ним.

Если вы помните скандальную историю с ожерельем стоимостью 1 600 000 ливров, сделанным еще для фаворитки умершего Людовика XV, то Мария-Антуанетта не изъявила ни малейшего желания его приобрести (что бы там ни говорили современные беллетристы), хотя ей и настойчиво предлагали сделать это в долг.

Всего же, как подсчитали уже после революции, на личные прихоти с 1774 по 1789 годы Мария-Антуанетта потратила около пяти миллионов ливров (сумма без учета обязательного по статусу государственного содержания).

Очевидно, что сумма в 710 000 ливров, которую Мария-Антуанетта потратила на бриллианты в первый год после того, как стала королевой, составила около 14% всех ее личных трат за все время правления Людовика XVI!

Вообще, вопреки расхожему мнению, после рождения детей королева стала намного более умеренной в своих личных расходах.

Конечно, пять миллионов - огромная сумма, особенно если учесть, что многим французам в это время было нечего есть. Но, например, за этот же период младшие братья Людовика XVI - Луи-Станислас и Карл только долгов на двоих наделали на 28 000 миллионов ливров!

До поры до времени и сам Людовик XVI не особенно считал деньги. Так, в 1784 году король купил охотничий замок Рамбуйе за 16 000 000 ливров. Можно смело утверждать, что эта была его личная прихоть, т.к. Мария-Антуанетта страсти мужа к охоте вообще не разделяла.

Кстати, построенная по желанию Марии-Антуанетты т.н. "Деревня королевы" (Амо де ла Рен) в Версале обошлась казне "всего" в 500 000 ливров, потраченных за несколько лет (эта сумма учтена в общих тратах королевы, указанных выше).

Как видим, по сравнению с расходами самого Людовика XVI и его братьев личные траты Марии-Антуанетты на самом деле выглядят не настолько ошеломляюще.

Чтобы понять примерное соотношение личных расходов короля и его семьи к бюджету Франции - весь государственный долг страны накануне революции составлял около 300 миллионов ливров.

Без сомнения, сама атмосфера Высшего света дореволюционной Франции располагала к гедонизму и наслаждениям, закономерным итогом которых были непомерные траты и долги.

Однако главным символом мотовства и порока зачинщики французской революции сделали почти исключительно королеву.