Под БТР шины, выбор дисков был на основе положительного опыта эксплуатации 42 тракторов на литье.
БТР примерно такой же ширины, как 42 трактора, поэтому собрал их на диск такой же ширины-9 дюймов.
Но не учел, что вырвал наружный пучок проволоки, шины сидели как на диске шириной 10 дюймов.
Борта шин не только на низком давлении отходили от закраин диска, но две шины сильно травили по ободу. После того как залил в колеса лонгвей, колеса почти перестали сильно травить, но герметик порой вытекал или шины травили воздух.
Далеко в лес мне уже ехать не хотелось, колеса доверия не вызывали.
Решил колеса разобрать, что оказалось не простой задачей. Вручную в гаражах мы не справились, в том числе не особо помог и хайджек (удалось снять только один борт), установленный на колесо, с упором под машину. Не справились и шиномонтажные станки.
Удалось скинуть борта только одной шины с двух сторон, при этом обратно она уже не бортировалась, сильно травило воздух по ободу. Зато понял, что на бездоре, мне не удастся собрать шины, если они разбортируются, если даже стационарные компрессоры не справлялись, хотя есть эфир.
Опять, как и при сборке, объездил много шиномонтажей, в том числе грузовых, потом нашел шиномонтаж с хорошим оборудованием и мастера, который работал на этом месте более 20 лет.
Когда разобрал колеса, стала понятна причина, почему шины травили и не плотно сидели на диске, часть корда, внутреннего крыла шины, видимо при сборке, зацепилась за хамп диска и ее сорвало. Сорвало не на всех колесах.
Теперь отдельная тема- ремонт шин.
Еще до разборки шин, приобрел трехсоставные, разборные диски. Идею с тайрлоками исключил из возможных вариантов, фиксации шин на дисках. Есть еще вариант посадить шины на полиуретановый герметик, но как потом поставить кордовую латку в дороге?
Диски были с разболтовкой 5Х150, вылет +51, ширина 9.5, ЦО 110.
Расчетно, чтобы установить их на уаз, нужны проставки-адаптеры 30-35 мм.
На рынке есть проставки разных производителей. Цена за комплект, примерно в пределах 7000-20000р и более. Материал в основном Д16Т. Как понял для себя, дешевые лучше не покупать.
С учетом, что задние амортизаторы перенесены внутрь рамы, проблемный участок -рулевая сошка. Т.к. новые диски шириной 9,5 дюйма , колесо на 0,25 дюйма станет ближе к сошке. Чем меньше вылет, тем просторнее передним колесам при повороте, меньше нагрузка на ступицы (вроде читал, что при вылете 20 мм, ось колеса проходит по центру, между подшипниками ступицы), но выше риск переворачиваемости. Оптимальный вылет 20 (возможно не подойдет, колесо станет ближе к сошке еще на 5 мм, нужно проверять). С проставкой 30 мм вылет будет 21 мм, с проставкой 35 мм-16 мм (51-35).
К дискам мне удалось раздобыть 8 шт., резиновых распорных колес 150-460. Т.к. ширина диска 24 см, то распорное кольцо можно сделать только из двух таких колец. Существуют еще кольца 260-460 мм. Но резиновые кольца, со временем могут деформироваться и потерять форму.
Есть еще вариант делать кольца из ПНД трубы 500 мм, стенка 28.3 мм - 23.9 мм. Которой понадобиться 1 п.м., а это проблема, т.к. в основном продают 6 м и более, но решаемая. Плюс найти токарный станок на этот диаметр,
чтобы изготовить максимально легкие и в то же время крепкие распорные кольца. Есть еще вариант сварить кольца из ПНД листов, которые можно вставлять друг в друга, по типу матрешки, чтобы набрать нужную толщину.
или сделать распорные кольца по типу беличьего колеса.
Вес диска более 12 кг(7 кг центр-на вид мощный, 1,65 кг и 3,65 кг обода-на вид тонкие и слабые), не считая веса болтов. Вес резинового распорного кольца примерно будет 8 кг, плюс проставка примерно 1,5 кг, итого уже за 20 кг. Плюс остается проблема слабых ободов разборных дисков.
Следующий вариант, не считая изготовления вездеходных самодельных дисков, изготовление дисков с наружными кольцами
или разборных дисков, сделанных из обычных штампованных.
Также стоит отметить заводской вариант от Авторос, но они слишком широкие для моего проекта, да и бюджет.
С учетом повреждения бортов шин, ремонтопригодности, получается, что рабочим вариантом будут диски с наружными кольцами бедлоков. Вес на малом радиусе, не так критичен в части момента инерции колеса (влияет на разгон, повышает риск поломки приводов), как на большом радиусе. При установке таких дисков, нужно еще дополнительно обрезать шину, желательно в зоне протектора, чтобы компенсировать прирост веса колеса в сборе и увеличение неподрессоренной массы (уже отрывало передний амортизатор, по красоте нужно делать спарку, была, нужно только установить второй амортизатор) и момента инерции колеса.
С учетом, что у меня теперь зависло два комплекта дисков, то возможно придется попробовать собрать колеса на разборных, литых дисках, но у меня уже мало желания, проводить такие опыты.
Вообщем мысли вслух, возможно кому то пригодятся.
Будьте здоровы!