Новогодние праздники прошли, и к традиционным пожеланиям у нормальных людей появилось одно давно забытое, но хорошо известное во времена наших бабушек и дедушек: мирного неба над землёй. По крайней мере, я его слышал много раз.
Честно признаться, я не особо верю в загадывание желаний на Новый год, хотя уверен, что все нормальные люди, кто в это всё-таки верит, загадывали, чтобы всё, что нынче творится в мире, побыстрее бы закончилось и наступила бы нормальная жизнь, ну хотя бы такая, какая была до 2014 года, а ещё лучше на момент года так 2007-го. (Я бы, если что, предпочёл бы, чтобы у нас было, как в Западной Европе в 70-х-80-х годах прошлого века.) Хоть и не сбудется, но помечтать-то можно.
Нынче на дворе 18 января, канун Крещения. Вообще-то правильно этот Праздник называется Богоявление, и в большинстве христианских течений празднуется 6 января, но у нас он носит двойное название и празднуется по Юлианскому календарю - 19 января.
Стоит отметить, что до IV века Богоявление наряду с Воскресением Господним, у ранних христиан были главными Праздниками. Рождество и Благовещение стали праздновать только с IV века.
Всё дело в том, что в раннем христианстве шёл спор между различными течениями и школами по самым разным вопросам, в том числе и относительно того, родился Христос или явился людям в Образе взрослого Человека. Вторая точка зрения была очень популярна и продолжала сохранять популярность примерно до середины второго тысячелетия, пока по всей Европе не заполыхали костры инквизиции (многие у нас их хотели бы разжечь и сейчас), а в Боснию – последний оплот Христианства, не покорившегося официальным церквям, не пришли турки-османы.
Не буду скрывать, что я являюсь приверженцем идей ранних христиан и считаю, что Христос людям явился.
Именно так считал и благовестник Маркион, основоположник современного христианского канона, один из самых выдающихся богословов II века, официальными церквями, разумеется, признанный "еретиком".
К сожалению, раннее Христианство подверглось сильному воздействию и корректировке Иринеем Лионским, вторым епископом Лиона, который на рубеже II-III веков фактически создал современную версию официального христианства. Многие учёные считают, что поздние правки в три синоптические Евангелия были внесены именно им, а Евангелие от Марии Магдалины с его "лёгкой руки" превратилось в Евангелие от Иоанна, а имя Марии Магдалины по тексту заменено на термин "любимый ученик".
Также бытует мнение, что Ириней Лионский, будучи ярым противником учения Маркиона, которое даже уже после смерти благовестника имело в те времена огромную популярность, куда бóльшую, чем учение римской школы (да римская церковь вообще могла сгинуть, если бы не союз с могущественными Меровингами с конца V века), ради дискредитации Маркиона и его учения подменил ранее Христианство ветхозаветными догмами. Но не буду утомлять вас дальнейшими теологическими спорами.
Речь не об этом, а о том, что во многом благодаря Евангелию от Маркиона нам известно, что "в пятнадцатый год Тиберия Цезаря Иисус сошёл в Капернаум, город Галилейский, и учил их в субботние дни (Евангелие от Маркиона, 1:1). Лука же нам даёт куда меньше информации: "И пришёл в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние" (Евангелие от Луки, 4:31).
Как известно, Маркион отрицал более поздние, скорее всего, принадлежащие не Луке, иудейские вставки о Рождении Христа и Его Родословии. Такие же вставки содержатся, кстати, с некоторыми отличиями и в Евангелии от Матфея. Интересно, что Лука, в отличие от Матфея, не знал лично Христа, поэтому вряд ли мог так подробно расписать события до Его Рождения.
Учёные до сих пор ищут первоисточник всех тестов Евангелий, называемый "источником Q", который был написан не идентифицированным очевидцем событий. Пока не нашли; возможно, не найдут никогда. Есть основание полагать, что именно Евангелие от Маркиона наиболее близко к первоисточнику. Нравится это кому-то или нет, отрицать факт большого влияния учения Маркиона на христианскую философию и теологию невозможно.
Известно, что ещё до IV века Богоявление праздновали 6 января.
С учётом сведений, что Христос явился людям в 15-й год правления Тиберия, можно вычислить и точную дату этого События: 6 января 29 года. По Юлианскому календарю. Кстати, это был четверг.
Как мы знаем, в XX и XXI веках разница между Юлианским и Григорианским летоисчислением составляет 13 лет. Потому у нас празднуют 19-го, а не 6-го.
Только вот дело в том, что правильно и не 6-го, и не 19-го, поскольку 6 января в 29-м году по Юлианскому календарю (Григорианского, более точного, тогда ещё не существовало) по нынешнему летоисчислению соответствует 4 января.
Как мы знаем, на Руси (как впрочем, и в Европе) обращение в официальное христианство происходило далеко не добровольным путём.
Когда Владимир крестил Русь (некоторые считают, что Крещение празднуется в честь этого события, но это, естественно, не так), на Руси уже много лет существовало ранее Христианство, не имеющее ничего общего с греческой ортодоксией, созданной римским императором Константином Великим в IV веке, чтобы узаконить свою власть, добытую в ходе гражданской войны. Владимир, в общем-то, преследовал примерно те же цели. Поэтому и у тех, кто исповедовал ранее Христианство (а Русь крестил ещё апостол Андрей Первозванный в конце I века), и у тех, кто исповедовал традиционные славянские верования, согласия на новую религию особо не спрашивали. С теми, кто был не согласен, поступали так, как с новгородцами, которых просто сожгли вместе с городом (сделал это небезызвестный киевский воевода Добрыня – дядька Владимира), а потом самих новгородцев в этом же и обвинили (похоже, для киевской власти это хроническое, не проходящее до сих пор). Чтобы как-то утихомирить народ, потихоньку стали заменять древние языческие праздники на новые церковные. Разумеется, языческие народные традиции сохранились, например: колядки на Крещение, гадание, загадывание желаний в Крещенскую ночь. Народ-то в древности жил в большей гармонии с природой, поэтому и появились такие традиции неслучайно. И сохранились тоже неслучайно.
Вот я и предлагаю, коли такие традиции есть, в Крещенскую ночь загадать, чтобы всё, что нынче происходит, побыстрее бы вернулось к какому-то приемлемому нормальному сосуществованию. Не зря народная мудрость гласит, что худой мир лучше доброй ссоры. Запад нам не друг, но и врагом быть не обязан – народ там, чтобы там не трындели с телеэкранов, и у нас, и у них, наш народ своим врагом не считает. Восток ведь нам тоже далеко не друг, да и не был. Особенно, Китай.
Ну, и естественно, предлагаю загадать, чтобы наших спортсменов без всяких ограничений вернули на международные соревнования. Чтобы наши фигуристы получили возможность выступить уже на ближайшем Чемпионате мира, причём им бы вернули все 12 квот (такую возможность, кстати, ИСУ, не исключал).
Ну, а что мы теряем? Вдруг наши желания сбудутся! А что ещё остаётся? Снова ждать 40 лет, как это было между 1912-м и 1952-м? Лично у меня этих 40 лет нет.
Тем же, кто под воздействием пропаганды считает, что нам никто не нужен и нам лучше соревноваться самим с собою, напомню, что железнодорожное сообщение с Северной Кореей имеется. Это "замечательная" страна, "прекрасно" живущая в международной изоляции, где населению рассказывают, что сборная КНДР стала чемпионом мира по футболу, а оно в это искренне верит (и это не шутка). Это точно не наш путь.
Если же наши желания сбудутся, МЫ от этого точно выиграем, и наш спорт тоже.
Поэтому всех с наступающим Праздником! В прорубь лезть вовсе не обязательно – всё равно не Иордан - можно обойтись и простой водой из-под крана – в Крещенскую ночь она приобретает точно такие же свойства, как и крещенская вода в проруби…
© Ратибор Волхов, 18.01.2023