Как оживить севший аккумулятор? Ещё недавно у автомобилистов было всего 2 способа: прикуривание с помощью пусковых проводов от другой машины или долгая стационарная зарядка в гараже. Но на рынке появились компактные пусковые устройства (бустеры), и разряд АКБ перестал быть проблемой — прикуриться теперь можно без посторонней помощи буквально за минуту. Обсудим, как выбрать пусковое устройство и как правильно им пользоваться.
Что такое автомобильный бустер
Автомобильные пусковые устройства, в том числе автономные (со встроенной батареей), существуют давно, но в виде громоздких пуско-зарядных станций для автосервисов. Помимо отсутствия портативности они дорого стоят, поэтому не слишком популярны у автолюбителей.
Всё изменила литиевая революция и массовое распространение повербанков — портативных внешних аккумуляторов для электроники. Сегодня подобный «брусок лития» есть почти у каждого. Для зарядки смартфона требуется всего пара ампер тока, но оказалось, что литиевый повербанк может выдать и несколько сотен ампер, необходимых для запуска двигателя, — главное, оснастить его проводами соответствующего сечения. Так появились автомобильные повербанки, они же бустеры для запуска двигателя, джамп-стартеры или просто пускачи.
К слову, функционал повербанка у большинства бустеров сохранён — вы можете заряжать от них смартфон или планшет через USB-порт. А при необходимости подключить толстые провода с зажимами и прикурить автомобиль.
Кстати, автомобильное детское кресло без спинки тоже называют бустером. Не запутайтесь.
Конструкция пускового устройства
Конструктивно автомобильные бустеры делятся на литиевые и конденсаторные.
Конденсаторные пусковые устройства редки и дороги, зато почти не боятся морозов, выдают очень большой ток благодаря низкому внутреннему сопротивлению, а при необходимости могут даже заменить штатный аккумулятор. Интересная особенность: из-за саморазряда конденсаторный бустер обычно хранится разряженным, т. е. перед использованием его нужно зарядить. Это ограничение вкупе с высокой ценой делают конденсаторные бустеры для запуска двигателя довольно нишевыми продуктами.
Действительно массовыми являются литиевые пусковые устройства, те самые автомобильные повербанки. Внутри таких бустеров находится химический источник тока — мощная литиевая батарея. Её, разумеется, нужно держать заряженной. Характеристики литиевого элемента питания сильно зависят от температуры — на морозе показатели резко падают, поэтому литиевый бустер нужно хранить в тепле.
В комплекте с автономным пусковым устройством идут массивные провода с зажимами-«крокодилами» и коммутационной коробкой. Внутри неё находятся силовое реле и защитный блок — диоды Шоттки. Они пропускают электричество только в одном направлении, не давая генератору автомобиля после запуска двигателя повредить всё ещё подключенный бустер.
Почему производители не размещают всё это внутри корпуса? Во-первых, так безопаснее — при критической нагрузке диоды могут оплавиться, поэтому они вынесены наружу, подальше от лития. Во-вторых, так удобнее — если отсоединить всю коммутационную часть, то сам бустер окажется довольно компактным, не больше обычного повербанка.
Характеристики бустеров
Как и у автомобильных аккумуляторов, главные показатели бустеров для запуска двигателя — это ёмкость и сила тока.
Энергоёмкость (А·ч) — это количественный показатель, способность бустера отдавать ток за определённое время. На самом деле, это запасаемый заряд, а ёмкостью его называют просто по традиции (как и в случае с обычными стартерными аккумуляторами). Чем больше ампер-часов в наличии, тем дольше бустер проработает без подзарядки.
Энергоёмкость также может быть указана в ватт-часах (Вт·ч). Это те же ампер-часы, умноженные на 3,7 — стандартное напряжение литиевого аккумулятора. В большинстве бустеров их несколько, соединённых последовательно.
Конечно, не обошлось без небольшой хитрости производителей. Взгляните на энергоёмкость автомобильных бустеров: у мощных моделей она приближается к 20 ампер-часам — половина небольшого стартерного аккумулятора! На самом деле эти ампер-часы измерены лукаво, при разряде по слаботочному USB-выходу (ведь формально это повербанк) — с напряжением 5 В и силой тока 1 А, как при стандартной медленной зарядке смартфона. В то время как стартерные автомобильные батареи разряжают током 2,75 А и напряжением 10,5 В для определения ёмкости. Поэтому сравнивать заявленные характеристики бустеров и АКБ некорректно.
Выходной ток у портативных пусковых устройств бывает пиковый и номинальный (пусковой ток, ток прокрутки). Пиковый ток — это кратковременный максимум, необходимый для начала движения стартера. Как только маховик тронулся, потребление стартера снижается примерно в 2 раза, и бустеру достаточно выдавать номинальный ток прокрутки.
Как определить необходимый ток бустера? Посмотрите на ток холодной прокрутки штатного аккумулятора и отнимите 100 ампер — это будет примерный пиковый ток бустера для вашего автомобиля. Например, если ваша АКБ выдаёт ток 500 ампер, выбирайте пусковое устройство с пиковым током не менее 400 А и пусковым током не менее 200 А.
Какой бустер выбрать? Это тот случай, когда больше — значит лучше. Даже если у вас малолитражка, мощный бустер проработает дольше, поскольку не будет испытывать тепловых и токовых перегрузок. Однако запас мощности влечёт увеличение размеров, веса и цены, поэтому выбирайте пусковое устройство, исходя из своих задач и приоритетов. Если вы планируете использовать бустер как повербанк и каждый день брать его с собой, то лишний вес ни к чему, зато наличие нужных вам портов будет важным плюсом.
Как прикурить машину от бустера
Если на улице холодно и портативное пусковое устройство успело замёрзнуть, отогрейте его любым возможным способом — например, за пазухой, теплом собственного тела. Каждый лишний градус Цельсия повышает отдачу литием тока и ваши шансы на успех.
Комплектные провода подключаются штекером к бустеру, а зажимами — к клеммам аккумулятора. Красный провод всегда присоединяется к плюсовой клемме; чёрный провод — к минусовой клемме, либо к неокрашенной детали двигателя или кузова.
Зелёный индикатор на блоке коммутации бустера подтвердит правильность подключения. После этого можно пробовать запустить двигатель. Если питания нет, поищите на блоке коммутации кнопку принудительного включения (Boost) и нажмите её. Реле внутри сработает на несколько секунд, в течение которых нужно штатно запустить двигатель. После успешного пуска отключите бустер от аккумулятора.
Алгоритм похож на обычное прикуривание с помощью пусковых проводов от другой машины. Но с бустером всё проще: не нужно вспоминать последовательность подключения, контролировать выключение двигателя на автомобиле-доноре… А главное — не нужно искать автовладельца, который согласится вам помочь, с пусковым устройством вы полностью автономны.
Как хранить литиевый бустер
Чтобы купить пусковое устройство один раз и надолго, нужно правильно эксплуатировать и хранить его.
Особые требования к температуре не позволяют просто бросить пусковое устройство в бардачок и забыть о нём. В первую же морозную ночь литиевый аккумулятор разрядится и выйдет из строя. Жара тоже не идёт на пользу литию. Единственный выход — носить бустер с собой в сумке или рюкзаке в повседневном режиме, как повербанк. Либо хранить дома. Благо, массивные провода с «крокодилами» можно оставить в машине — им холод не страшен.
Другое важное требование к хранению бустера — не использовать встроенный фонарь без крайней необходимости. Это не карманный фонарик, не нужно освещать им улицу во время вечерней прогулки — быстро износите батарею.
И не забывайте, литиевые аккумуляторы нужно хранить заряженными. Периодически подзаряжайте бустер, особенно после использования — тогда устройство прослужит долго. Удачных прикуриваний!