В преддверии появления освещённой президентом государственной программы борьбы с сахарным диабетом за 10 млрд рублей, Минздрав предложил новый Порядок по эндокринологии, где немало инноваций, с помощью интенсификации труда эндокринологов помогающих пережить острый дефицит кадров.
Работавшая с 1996 года федеральная программа «Сахарный диабет» почила 10 лет назад, а с ней из 34 регионов исчезли диспансеры, закрылась половина кабинетов диабетической стопы, зато официальное число пациентов выросло на треть до 4.9 млн при неофициальных 10 млн. По мнению академика Дедова, из оставшихся от полутора тысяч школ диабета существуют менее 900, но 37% работают «формально», а каждая пятая функционирует время от времени.
В сложившемся эндокринологическом дисбалансе удивительно, что осталось почти 900 школ, в которых по закону должны вести занятия именно врачи, коих даже по Росстату не хватает больше 20% и ещё не досчитывается 30% для больных детишек. По данным ведущих российских эндокринологов, дефицит специалистов дошёл до 50% и ещё 600 врачей требуется для педиатрической практики. Сегодня с почти 5 млн официальных пациентов работает 4 тысячи специалистов.
Новая госпрограмма «инициирована» президентом России и включает «весь комплекс мер, который определяет качество и продолжительность жизни больных диабетом». На её реализацию казна выделяет 10 млрд рублей при ежегодной потребности в 238 млрд. По расчётам Центра экспертизы и контроля качества медпомощи (ЦЭККМП), только на помпы нужно 9,8 млрд, на тест-полоски - почти 140 млрд, на сахароснижающие без инсулинов – больше 52 млрд, на системы мониторинга глюкозы – больше 32 млрд и школам необходимы 4,1 млрд.
Судя по контенту нового эндокринологического Порядка, Минздрав ничуть не смущает отсутствие специалистов и средств, ведь дозволяется использование телемедицины и гидравлического стола в кабинете, одна медсестра из двух «приписанных» к эндокринологу освобождается от приёма, потому что они тоже в дефиците. Минздрав ещё не дошёл до общемировой практики обучения пациентов силами интеллекта среднего персонала, но уже готов к интенсификации врачебного труда – врач обязывается к ведению не одной, как раньше, школы пациентов, а сразу двух.
Продолжительность программ диабетической школы стандартизована 15–25 часами, нормативы для «стопы» не придумали, но на одного специалиста возложили курацию 250 тысяч проживающего населения без учёта численности болеющих. Понятно, что требуемых 4 млрд на поддержание жизнеспособности пациентских программ не выделят, но как заметила трудящаяся в фармкомпании эндокринолог Юлия Трахтенберг, долгосрочный результат деятельности врача в школах диабета обещает снижение нагрузки на него же.
Верные слова, но до долгосрочного результата надо бы дожить, что ирреально в условиях сложившегося дефицита квалифицированных кадров и финансов. В дополнение ко всему население по причине санкционного давления вынужденно переходить на сладкую газировки с несладкой, продажи которой за год упали почти на десятин. В реальности Отечество уже давно живёт под лозунгом «Всё для диабета».
Вы врач и хотите первым узнавать обо всех изменениях, происходящих в российском здравоохранении? Тогда предлагаем Вам присоединиться к сообществу коллег на портале МирВрача