Добрый день, дорогие подписчики Академия Academica. В продолжение рассуждений о развитии науки поговорим об альтернативном взгляде на научную истину - про "эпистемологический анархизм" и автора этой теории.
Название этой статьи очень сложно произнести — «эпистемологический»? «анархизм»? Что это такое? И если про анархизм нам еще что-то понятно («анархия — мать порядка», «мама — анархия» и т.д.), то эпистемология воспринимается как какое-то ругательство греческого происхождения.
Эпистемология — это наука о знании. Те, кто занимается этой наукой, пытаются ответить на вопрос о том, как возникает знание, какое знание можно считать истинным или новым, откуда берутся знания и куда они деваются.
Получается, что эпистемологический анархизм — это анархия (т.е. хаос, беспорядок) в области знаний. Отчасти, в таком понимании есть зерно истины: действительно, американский философ Пол Фейерабенд говорил именно о хаотичности и беспорядке в процессе познания. Но что он имел в виду?
Происхождение теории «эпистемологического анархизма» связано с идеями постмодернизма, которые стали популярны в западном обществе во второй пол. XX в. Философы начали пересматривать базовые категории и понятия, пытаясь найти в них не абсолютное, а относительное содержание. В истории это проявилось в обращении к языку и т.н. «лингвистическому повороту», когда исследователей стало волновать не содержание документа, а то, каким языком он был написан. История начала восприниматься как бесконечный набор текстов, через которые на исследователя взирали не события, а авторы. Актуальность приобрели исследования «дискурса» — того, как и о чем говорили люди в ту или иную историческую эпоху.
Фейерабенд задался вопросом о том, чем вообще может быть ограничено знание, а именно, каковы границы ложного и истинного знания, почему мы используем одни знаний и отказываемся от других. Размышления об этих вопросах привели философа к выводу о том, что никаких границ знания быть не должно, все идеи равны по своей ценности и должны рассматриваться в равной мере. Фейерабенд утверждал, что у истинности знания нет никаких критериев, а те, что есть, навязаны обществом и государством, а значит, так или иначе ограничивают свободу научного мышления.
Философ считал, что задача ученого — «размножать» гипотезы и идеи, не пытаясь согласовывать их с принятыми в обществе установками. Чем алогичнее и неожиданнее теория, предлагаемая ученым, тем больший потенциал она может иметь для развития науки в случае своего подтверждения. Развитие науки по Фейерабенду — это не линейное движение, а сложный, наполненный случайностями и догадками процесс, который не поддается прогнозированию и моделированию.
Философ утверждал, что единственным принципом, по которому может и должна развиваться наука, является принцип «дозволено все», в рамках которого любой человек может формулировать любую гипотезу или теорию и защищать ее любыми аргументами. При этом каждый волен избирать последовательность аргументов, принимать решение об них необходимости и достаточности. Все идеи хороши — выбирай на вкус.
С философом можно соглашаться или не соглашаться. Главный аргумент его противников заключался в том, что принцип относительности научного знания, доведенный до абсурда, противоречит самой природе науки, которая призвана получать объективное знание об окружающем мире. Если ученый просто генерирует случайные идеи, подтверждая их случайными аргументами, то наука превращается в интеллектуальную игру, теряет свою основную функцию.
Согласны ли вы с идеями Фейерабенда? Читали ли его работы?
Проект Академия Academica - авторский проект, посвященный научным исследованиям в гуманитарной сфере. Автор - кандидат исторических наук, доцент, автор более 40 научных публикаций на русском, английском и испанском языках. Цель проекта - помощь студентам и всем, кто начинает заниматься научными исследованиями.