Тема полигамии и полиандрии является сложной и интригующей, требующей рассмотрения множества различных культурных и исторических точек зрения.
В то время как полигамия чаще практикуется и принимается в различных культурах и обществах, полиандрия - гораздо более редкое явление. Однако это не обязательно означает, что полиандрия для женщин противоестественна или ненормальна.
Антропологи установили, что существует около 53 народов, социальные отношения которых основаны на полиандрии, в которой женщина имеет одного или двух мужей. Эта форма брака не ограничивается каким-либо конкретным географическим положением и может быть найдена в таких разных местах, как Крайний Север среди эскимосов и в более теплом и умеренном климате Тибета и Южной Индии.
Одна из появившихся теорий состоит в том, что корни полиандрии можно проследить до матриархата, при котором власть принадлежала женщинам, а семья формировалась вокруг «хранительницы очага». Считается, что это зародилось на ранних стадиях развития сельского хозяйства, когда основным занятием было собирательство, в котором преобладали женщины. Сторонники этой теории указывают на культ богини-матери и многочисленные статуэтки палеолита и античного мира, символизирующие плодородие.
Однако, несмотря на признание некоторых обществ, в которых мужчины должны бороться за собственное освобождение, таких как китайский народ мосо или индийский «хаси», господствующая наука не принимает идею матриархата как отдельного этапа в развитии человечества.
Полиандрия часто встречается у народов, проживающих в местах с ограниченными природными ресурсами, например в Гималаях, так как способствует ограничению роста населения и снижению детской смертности. В местах, где семейной земли мало, братская полиандрия (когда два брата женятся на одной и той же женщине) может помочь избежать раздела земли между несколькими семьями. В Европе проблема наследования решалась иначе, через матримониальные законы, по которым все наследство переходило к старшему сыну.
Стоит также отметить, что гендерный дисбаланс в некоторых обществах, таких как Индия, также может привести к полиандрии, поскольку мужчины могут быть вынуждены делить одну женщину из-за нехватки женщин.
Хотя обычно считается, что мужчины полигамны по своей природе, а женщины моногамны, на эту точку зрения в значительной степени влияют социальные нормы. На самом деле выбор человеком структуры отношений зависит от множества факторов и может не определяться его полом.
В конечном счете, проблема отцовства в полиандрических обществах может быть сложной, когда несколько мужчин считаются отцами ребенка. Например, было обнаружено, что племя бари в Венесуэле практикует «полиотцовство», когда несколько мужчин признаются отцами ребенка.
Ясно, что тема полигамии и полиандрии многогранна и увлекательна, и требует рассмотрения множество различных культурных и исторических точек зрения. Хотя это может быть менее распространено, чем полигамия, полиандрия является реальной и действительной формой структуры отношений, которая практиковалась на протяжении всей истории и во всем мире.