Найти тему
Мария Агеева

И даже в области балета

фото Дарьи Волковой. Взято из свободного доступа. У этого окна вся "вагановка", мне кажется, сфотографировалась)
фото Дарьи Волковой. Взято из свободного доступа. У этого окна вся "вагановка", мне кажется, сфотографировалась)

Мы впереди планеты всей. А все почему? Недавно меня просветили создатели документалистики на ТВЦ. Жаль только, автор неизвестен. А хотелось бы знать, у кого такой полет мысли.

Итак, посмотрела фильм ТВЦ "Закулисные войны в балете". Есть и на ютубе. Там долго рассказывали о трудностях балетной жизни, об интригах и всем таком прочем. Собрали, что могли. Уже по одному этому понятно, что фильм делали те, кто к балету не имеют ни малейшего отношения. Даже в самодеятельности не танцевали. И в своем полете либеральной мысли авторы "кина" рассказали неискушенному зрителю, почему же русский балет лучший в мире. Цитата:

"Хоть балет зародился во Франции, но укоренился на нашей почве совсем не случайно: почва оказалась благодатной, потому то крепостное право, как считают многие, сделало людей покорными. Способность подчиняться специалисты объясняют национальной выносливостью и терпением. Эти качества нужны в классическом балете. А то, что достигается муштрой тела, еще и наполняется теплотой сердца. И это тоже наше, родное. Спорить с этим тезисом трудно, да и, наверное, не нужно".

Что не нравится Цискаридзе? Кстати, все хореографы на заниятиях примерно с таким выражением лица))
Что не нравится Цискаридзе? Кстати, все хореографы на заниятиях примерно с таким выражением лица))

Каков полет либеральной мысли? - Сильно! Ничего не скажешь. Оказывается мы лучшие, потому что рабы же, крепостное право... Что непонятного? А какой уровень манипуляций: "считают многие", "специалисты объясняют". Я хочу знать пофамильно этих "многих" и "специалистов", и еще хочу, чтобы у этих персонажей была справка от психиатра о вменяемости.

Русский балет лучший, потому что русский танец вобрал в себя все, что можно. Потому что генетика у нас особенная, столько кровей понамешано, что диву даешься. Возьмем, например, ирландский танец. Лихо скачут, руки по швам. Не, прикольно, но однообразно. Испанский танец - тоже скачут. Восточный женский танец - только лирика. Европейские танцы - вообще примитивны: в основном, полька всех возможных видов. В русском танце есть и хороводы (лирика) со сложным рисунком, есть мужская пляска с хлопушками и сложными трюками, имеющими боевое происхождение, есть женская пляска со сложнейшими дробями. Вообще вариативность русского танца - что-то особенное: можно всю жизнь изучать и всей глубины не постигнешь. Именно это умение танцевать по-разному и создало предпосылки к тому, что наши балерины очень быстро "сделали" французов, которые акцентировали красивые позы, и итальянцев, которые демонстрировали хорошую технику в ущерб эстетике. В русском балете все это успешно соединилось на равных условиях.

Плюс вагановская методика. Агриппина Яковлевна создала действительно уникальный тренаж. В нем все логично, последовательно и нужно. Вот уже почти сто лет, как весь мир пользуется этой методой (без всяких авторских прав).

Что касается жесткой дисциплины. Я не понимаю, в чем претензии к дисциплине? Да, в балете, как и в спорте, нельзя делать по-своему, это просто приведет к травмам. Да и неправильно заученный прием скажется на технике. А балетный не должен думать только о технике, в конечном счете должен получиться спектакль, и зритель не должен видеть, какого труда все это стоит. Я всегда объясняю, чем танец сложнее спорта: спортсмен имеет право брови нахмурить, крикнуть, крякнуть, сделать недовольное лицо... Танцор - не имеет. Что бы не случилось - надо оставаться в образе. Ногу подвернул? - Улыбайся во все 32 зуба. Настроение паршивое? - У тебя любовь на сцене, и лирическая сцена в светлой грусти - будь любезен. И хореографы, и тренеры ведут занятия довольно жестко, только так можно добиться результатов. Репетируются даже эмоции - улыбки, агрессия, лиричность. Кто не чувствует в себе сил делать это все - уходит: никто никого не держит. Остаются фанаты своего дела. А не покорные рабы.