Продолжение
Городская жизнь в бытовом плане тоже была нелегкой. Квартиру получили в новом микрорайоне Спутник. Название громкое и многообещающее, а действительность была несколько проще. Геологи строили 6 и трехквартирные дома барачного типа. Благоустройства в квартирах не было. Воду носили из уличных колонок,напор воды оставлял желать лучшего и у колонок образовывались очереди. Хотя очереди были обычным делом того времени. В них стояли в магазинах, на остановках, на рынке за продуктами.
Рынок находился на другом конце города, в воскресный день горожане отправлялись за покупками очень рано, летом это было светлое время, а зимой-глубокая ночь. Валя ходила туда по воскресеньям с Иринкой . Когда Толик был дома, то не хотелось тратить время на эти походы. Да и к его приезду она всегда готовила что-нибудь вкусное, для этого и делала покупки на рынке. В магазинах с продуктами в то время было плохо. Выручало наличие у родителей хозяйства: все молочные продукты, яйца, сало были оттуда. А чтобы брать их надо было помогать: пасти стадо коров по очереди с соседями,заготавливать сено, работать на огороде. Село от города было в 10 километрах, но с транспортом были проблемы, в автобусах народа всегда битком, а на катере по Дону комфортно, но до пристани в Павловске далеко . Чтобы проще было добираться до Белогорья решили купить мотоцикл. И вот новенький ярко-синий "Иж"приобретен. Эта самая большая и необходимая покупка семьи. На нем в теплое время к дому родителей все вместе доезжали за полчаса. Тогда никто не требовал одевать шлемы и поездка с ребенком на бачке перед водителем не воспрещалась. Все выходные Толика и проводили в селе у родителей. Когда было свободное время втроем отправлялись купаться на Дон или в поле собирать землянику. Когда появился мотоцикл это было уже не проблемой.
Толик после школы хотел продолжить образование, учился в школе он легко и успешно мечтал стать военным. Но поездка по комсомольской путевке и женитьба отодвинули учебу на второй план. Когда пошел работать в геологию, то решил, что профессия интересная и можно получить образование инженера-геолога. Он и несколько товарищей по работе поступили заочно в университет на геологический факультет . Сессии сдавал успешно, учеба нравилась, она открывала перед ним новые перспективы.
Приближался Новый 1964 год. В квартире поставили елку, Иринкины друзья заглядывали в окно и завидовали тому, что елка огромная и на ней цветная гирлянда-редкость по тем временам. И в этот праздник папа спросил Иринку :"Кого ты хочешь в подарок в этом году братика или сестричку?" "Конечно братика! И назовем его Андрюшкой!"-обрадовалась Иринка. Она не хотела сестренку, помнила их Олечку и как мама плакала. когда она ушла от них на небо.
И вот стала она ждать появления братика. В июле , не дотянув одного дня до своего дня рождения Валя родила девочку.Для Иришки это было обманом всех ее надежд. Ведь обещали братика...Разочарование Ирины было огромным. Чтобы как то разрядить ситуацию Толик предложил Иришке подобрать имя сестренке. Долго она придумывала разные имена, но очередное предложенное имя Марина понравилось всем. Младшую сестру так и назвали.
Валя с Толиком первый год жизни Марины в основном находились в Павловске, с малышкой добираться в село было нелегко, а Ирина была у бабушки.Она очень скучала за родителями и ревновала их к сестренке. А когда ее привозили в город, то к ней относились как к взрослой: отправляли в магазин за молоком, просили покачать Марину в коляске, не шуметь, когда она спит. Ирине казалось, что теперь мама ее совсем не любит, времени на их общение оставалось совсем немного, не то что было до появления сестры. Вале нужна была помощь и Толик не поехал на сессию. Ему предлагали оформить академический отпуск, друзья продолжали учебу, а Толик решил ее оставить не смотря на протесты Вали.
1966 год был богат на события. Весной наконец открылся детсад куда собирались отдать Ирину еще после приезда в Павловск, девочки пошли туда вместе ,а осенью Ирину проводили в первый класс. Валя устроилась на работу. Толик продолжал работать в поле.Когда его не было дома, то Ирина забирала Марину из сада. Но вечерами, если Валя задерживалась на работе, приходилось просить приехать бабушку, чтобы дети не оставались одни. Еще надо было топить печь, готовить еду ,носить воду, проверять уроки у Ирины. Было очень тяжело, но Валя сама решила работать, поэтому пыталась справляться. Вечерами без Толика было дома не только физически тяжело ,но и тоскливо. Чтобы время проходило быстрее Валя занимала себя домашними делами, а вот вышивание и вязание крючком, которые ей очень нравились, забросила. А когда Толик был дома, то в квартире было весело и шумно. К приходу Вали печь была натоплена, обед приготовлен, уроки выучены.Толик даже блины научился печь.Валя до работы наводила тесто, а к ее приходу на столе красовалась внушительная стопка румяных блинчиков.В доме появился телевизор и по вечерам усаживались его смотреть все вместе. Так и жили от его выходных до выходных.
Марина в саду подхватывала все болезни, от нее заболевала и Ирина. На любой работе больничные не приветствуются,поэтому Валя их старалась не брать, с девочками сидел Толик, когда он работал-приезжала бабушка-Валина мама. Марина в садик ходила без особого интереса, а вот дома постоянно играла " в садик". В спальне она рассаживала кукол и начинала с ними проводить занятия, подражая своей воспитательнице : ставила "детей" в угол, проводила зарядку стуча в бубен, отчитывала "родителей", мешая Ирине учить уроки,от которой и получала затрещины. Сразу начинался рев на всю квартиру . Вале некогда была выяснять кто прав кто виноват. Наказывала обычно Ирину, отправляя ее в угол. Когда Толик был дома таких конфликтов не случалось. У родителей было больше времени на общение с детьми.
Время шло. Марина пошла в школу, Ирина была уже в шестом классе. Они были совсем разные . Марина была домашней, много времени проводила с родителями, Ирина -более самостоятельная. Училась хорошо, но много времени уделяла общественной работе, чтению книг. Ее уже не тянуло в Белогорье, с подругами в городе проводила много времени. Иногда даже отказывалась на выходные ехать к бабушке. Толик считал,что запрещать ничего нельзя, надо только направлять. У Вали было по этому поводу другое мнение.Каждый смотрел на проблемы с позиции своего воспитания. Свобода была Ирине во благо и Валя уступила.
Детская любовь к дальним странствиям не давала покоя Анатолию, ему хотелось размаха в работе и он написал в Министерство геологии направить его ,как опытного буровика работать на север. Оттуда ответ пришел быстро, на выбор предлагали работу в Якутии и Хабаровском крае. Толик выбрал Якутию. Валя его выбор поддержала. Жили в материальном плане они неплохо, но дети росли и надо было думать о дальнейшем их образовании, а с павловскими зарплатами это могло быть проблематичным. А детям надо было дать возможность получить образование, раз они,родители, не смогли его получить. Поэтому и соглашалась отправиться в неизведанное.
А вот родители Толика были против их отъезда. Они надеялись, что младший сын всегда будет рядом. Он помогал во всех бытовых вопросах, а теперь засобирался куда то ехать.
Анатолия в геологоразведке уважали. Руководство видело его серьезный подход к работе, вдумчивость при решении возникающих проблем. За оставление учебы корили, но считали,что восстановиться в университете никогда не поздно. Отправляли его на длительные курсы повышения квалификации в Калугу, после чего перевели его на должность старшего мастера, по сути он стал руководителем буровой установки Каждая такая установка была самостоятельным подразделением .И старший мастер организовывал ее работу. Отправляли ее на новое место бурения, считай в чистое поле. Старший мастер должен был решать все проблемы обеспечения на месте.Доставка воды,подключение в электропитанию, подвоз продуктов и запчастей, выход буровиков на смену. В 30 лет приходилось руководить рабочими по возрасту приходившимися тебе в отцы, находить подход к каждому, решать сложные хозяйственные вопросы. Теперь работал Анатолий как большинство соотечественников: два общих выходных и пять дней работы. Иногда все они проходили на буровой, иногда и среди недели вечерами он бывал дома. Но это было не всегда. Поэтому дома старались на его вечернее присутствие не рассчитывать.
Предложили ему вступить в КПСС. Тогда это было очень ответственно и считалось честью. Родители и Валя были рады за Анатолия когда он после собеседования в райкоме КПСС принес партбилет. Его буровая была одной из лучших и ему,как ее руководителю Министерством геологии СССР был вручен знак "Отличник разведки недр",что было одной из престижных ведомственных наград.
Когда Анатолий объявил на работе о том, что уезжает, то его не поняли. Что может быть лучше того, что им уже достигнуто? Перспективы заманчивые и на месте. А ехать в неизвестность-большая глупость. Но Анатолий был не приклонен и весной 1972 года уехал он в Якутию,. Ехал один , а как только устроится на месте после окончания учебного года вызовет к себе семью. В приглашении на работу ему гарантировали выделение благоустроенного жилья в Якутске.