Имя Зулейхи Сеидмамедовой было достаточно известным в Советском Союзе. Одних советских людей оно мысленно возвращало в суровые годы Великой Отечественной войны, когда Зуля, как ласково ее звали, со своими боевыми подругами воевала в небе фронтовом, другим Сеидмамедова запомнилась как женщина-министр социального обеспечения Азербайджанской Советской Социалистической Республики, а им она была более 20 лет.
В литературном же мире и читательских кругах советской страны Зулейха Сеидмамедова еще была известной как автор книги «Записки летчицы».
С ВЫДЕРЖЕК ИЗ ЕЕ КНИГИ И НАЧНЕМ РАССКАЗ О ПЕРВОЙ ЛЕТЧИЦЕ КАВКАЗА
Впервые моя рука ложится на ручку управления, нога ощущает упругую педаль. Я стараюсь точно выполнять команды Нарышкина. Я веду машину, и она мне повинуется. Она послушно взмывает кверху, когда я беру ручку на себя…
— Спокойно! Не рви! — командует Нарышкин, — Теперь отдай вперед… Он терпеливо учит меня управлять самолетом. Понемногу я привыкаю, и с каждым полетом чувствую себя уверенней в воздухе.
***
Я лечу над ночным Баку. Как он красив сверху! Под крылом моей машины — бухта, четко ограниченная подковой огней. Красные и белые фарватерные мигалки будто подмигивают мне дружелюбно, предупреждая нас: не сбейся с пути, Зулейха. Золотая россыпь городских огней под крылом. Мой город спит после трудового дня. Гудит в вышине одинокий мотор, и я кажусь себе самой бессонным часовым. Как часто впоследствии приходилось мне летать над затемненными городами, охраняя их от вражеских налетов! Как часто вспоминала я в годы войны эти первые мои ночные полеты над мирным спящим Баку…
***
Никогда не забуду Москву тех дней. Ночные воздушные тревоги, тяжкий грохот танковых колонн, уходящих на близкий фронт. Мешки с песком у витрин, надолбы, пулеметные точки на уличных перекрестках. Слепые окна, заклеенные крест-накрест полосками бумаги…
После окончания академии меня назначили штурманом эскадрильи истребителей в учебном авиаполку академии им. Жуковского. В первый же день полк был переформирован в боевой и поставлен на охрану воздушных подступов к столице.
***
Как-то раз мы с Марусей Кузнецовой — моей верной и неизменной ведомой — патрулировали над крупным военным объектом. Вдруг слышу в наушниках голос нашего начальника штаба Макуниной:
— Сокол-11! Сокол-11! К северу от вас на высоте четыре тысячи идет самолет противника!
Осматриваюсь. Действительно, недалеко от нас, но гораздо выше, встречным курсом идет «Юнкерс», очевидно, замечает нас — встреча с истребителями не очень-то ему по вкусу. Он увеличивает скорость и ныряет в облака. Ну нет, так просто ты от нас не уйдешь! На полном газу мы мчимся вдогонку. Сближаемся… «Юнкерс» открывает огонь. Вижу: у его крыльев бешено замигало желтое пламя. Я ловлю нос вражеской машины в перекрестие прицела. Нажимаю на гашетку. Маруся тоже ведет прицельный огонь. Тяжко, упруго стучат пулеметы. Длинная очередь… Черный дымок потянулся с правого крыла «Юнкерса». Ага, мотор горит! «Юнкерс» с воем входит в крутое пике — у уже не выходит из него. Он врезается в землю, столб дыма и огня встает над местом его гибели.
Мы с Марусей делаем круг над догорающим фашистским самолетом. Мы счастливы: еще одной боевой машиной меньше у Гитлера.
***
— Товарищ капитан! Вам письмо.
Я выскакиваю из помещения штаба полка и выхватываю из рук солдата-почтальона письмо. Наконец-то! Два месяца я не получала вестей из Баку и очень тревожилась. Вскрываю конверт и вижу газету, сложенную вчетверо. «Вышка». Приятно видеть знакомую с детства Бакинскую городскую газету, но для чего прислал мне ее отец? Разворачиваю «Вышку». Вторая страница посвящена Дню авиации. Взгляд останавливается на заголовке «Отважная летчица». В заметке мелькает моя фамилия… Неужели обо мне?
Читаю: «среди отважных дочерей нашей Родины Зулейха Сеидмамедова занимает почетное место. Десять лет тому назад шестнадцатилетняя Зулейха совершала смелые полеты и прыжки с парашютом. «Дочь неба», как назвали Зулейху ашуги, скоро поступила в Военно-воздушную академию. Накануне Отечественной войны, в мае 1941 года, она закончила штурманский факультет академии. Сеидмамедова получила назначение в истребительную авиацию противовоздушной обороны. Она защищала ряд крупнейших городов нашей страны, работала штурманом прославленного полка майора Гриднева, который мужественно бил немецко-фашистских стервятников во время боев под Курском…
***
Я с благодарностью думаю о своих учителях и наставниках — об инструкторах Бакинского аэроклуба и преподавателях академии. И, конечно, о дорогой моему сердцу Марине Расковой. Ее нет сегодня среди нас, она погибла в начале 1943 года, и урна с ее прахом покоится в кремлевской стене. Но славное имя ее живет и будет жить, пока существует на земле авиация.
С болью думаю я о моих фронтовых подругах, чьи могилы остались вехами боевого пути женского истребительного авиаполка от берегов Волги до земли Украины. Наши храбрые комэски Раиса Беляева и Евгения Прохорова, летчицы Валерия Холмякова, Лидия Литвяк, Екатерина Буданова, Клавдия Нечаева, Евдокия Носаль, Евгения Руднева, Нина Лебедева, Любовь Губкина, Анна Яровская — вы отдали свои молодые жизни за Родину, вы не дожили до великого часа победы. Но пусть ваши имена и ваше беззаветное мужество не будут забыты!
ПУТЬ В НЕБО АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ДЕВУШКИ
В ее семье, как о чем-то само собой разумеющемся, считали, что, окончив среднюю школу, Зулейха обязательно станет инженером-нефтяником. И хотя Зуля и стала студенткой нефтяного вуза, но дальнейшей ее судьбой стала авиация. А все началось с экскурсии на аэродром, где их, студентов, еще и катали на самолетах У-2. Так впервые в жизни она оказалась в небе и, хотя, как признавалась потом, еле дышала от страха, но твердо решила: «Все равно она научится не бояться, она станет летчиком!»
А так как небом «заболели» и другие студенты, то при поддержке руководства института и ОСОАВИАХИМа, был создан студенческий аэроклуб.
Хоть и медленно, но теоретическая учеба, а затем и учебные полеты начались. И Зуле на всю жизнь запомнились первые показные полеты учпилотов, так называли тогда их — аэроклубовцев, тот первый раз, когда юная летчица — ей ведь было всего 16 — взяла на себя управление самолетом. А еще и первый прыжок с парашютом… Она старалась, прыгала буквально каждый день, и это дало ей право на участие в предстоящем в стране слете парашютистов. И Зулейха, единственная девушка в составе закавказской команды, отстаивала спортивную честь Кавказа на уровне Союза.
Затем девушка стала инструктором в бакинском аэроклубе. Все это одновременно с учебой в институте. А ей было всего 18, и она горько плакала, когда ей отказали в учебе в Военно-воздушной академии имени Жуковского, куда решила поступать, окончательно приняв решение посвятить себя авиации. И все же Зуля добилась своего.
КАК ВОЕВАЛА ОТВАЖНАЯ ДОЧЬ КАВКАЗА — ШТУРМАН АВИАПОЛКА ЗУЛЯ
Великая Отечественная война застала Сеидмамедову уже выпускницей Военно-воздушной академии. В тот день, 22 июня 1941 года, она встречала на Курском вокзале брата, оба были очень рады встрече. И вдруг… резко посуровели лица людей, когда из репродуктора на привокзальной площади прозвучало слово «ВОЙНА».
Вскоре начались массированные налеты врага на Москву. К тому времени Зулейха уже была назначена штурманом эскадрильи истребителей в учебном авиаполку академии. В первый же день войны его переформировали в боевой и поставили на охрану воздушного пространства на подступах к столице.
А затем ей выпала честь защищать небо Родины под командованием прославленной летчицы Героя Советского Союза Марины Расковой, которой было поручено сформировать три женских авиаполка. В одном из них — истребительном — Зулейха стала штурманом. Вот только несколько эпизодов из ее боевой летной биогафии.
***
Раннее сентябрьское утро 1942-го, штурман истребительного полка Зулейха Сеидмамедова и ее ведомая Маруся Кузнецова находились в боевой готовности № 1 на аэродроме под Саратовом, который женский полк прикрывал от налетов вражеской авиации. Именно тогда и произошел тот воздушный бой, о котором сама Зуля рассказала в книге.
***
На всю жизнь запомнился ей бой на Курской дуге. Это было тогда, когда, задумав взять реванш за поражение под Сталинградом, фашисты начали новое наступление. В постоянном напряжении тогда были и наши женщины истребительного полка. А в одном из боевых вылетов группа, ведущей которой и была Зулейха, приняла воздушный бой со значительно превосходящими по количеству немецкими истребителями.
Выполнив смелый боевой разворот, Зулейха зашла в хвост одному из них и услышав взволнованный голос своей ведомой: «Зуля, бей, прикрываю», открыла огонь. Не отпуская гашетку пулеметов, била и била по черному кресту, выйдя из боя лишь когда уже совсем близко перед глазами увидела черный шлейф дыма вражеского самолета.
А впереди было еще участие в Корсунь-Шевченковской наступательной операции и боевые вылеты во время освобождения Европы от коричневой чумы. В последний раз Зулейха села в кабину своего Як-9 в 1945 году, под Бухарестом.
Ее 586-й истребительный авиационный полк вписал в Победу немало ярких, героических страниц, пройдя путь от берегов Волги до Вены.
Летчицы полка на истребителях конструкции Яковлева прикрывали от налетов вражеских бомбардировщиков крупные промышленные центры и железнодорожные узлы — Саратов, Воронеж, Касторную, Курск, Киев, Житомир, Котовск, Бельцы, охраняли мосты через Волгу, Дон, Воронеж, Днепр, Днестр.
Полк прикрывал переброску войск Степного и 2-го Украинских фронтов, штурмовал войска противника в районе Корсунь — Шевченковского, охранял железнодорожный узел Дебрецен (Венгрия), военно-промышленные объекты Будапешта и переправы через Дунай.
С момента формирования и до конца войны летчицы 586-го ИАП около 9000 раз поднимали в небо свои истребители. За этот период они находились в воздухе свыше 5300 часов. Из указанного количества вылетов 4419 было произведено на выполнение боевых заданий командования, в том числе 1159 — на прикрытие военно-промышленных объектов и патрулирование в их зоне, 337 — на перехват, встречу и преследование самолетов противника, 310 — на прикрытие боевых порядков наземных войск, 174 — на прикрытие наземных войск во время их передвижения по железным и шоссейно-грунтовым дорогам в местах сосредоточения, 49 — на сопровождение к цели наших штурмовиков и бомбардировщиков, 301 — на сопровождение особо важных самолетов к линии фронта, 16 — на разведку войск противника и 2073 — на выполнение других боевых заданий командования.
За успешное выполнение заданий командования на фронтах ВОВ и проявленное при этом мужество сама Зулейха Саидмамедова была награждена орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени.
ВЫСОТЫ ЗУЛЕЙХИ СЕИДМАМЕДОВОЙ В МИРНЫЕ ДНИ
Демобилизовавшись в 1945 году, Зуля вернулась в родной Баку и сразу же молодежь республики избрала храбрую летчицу своим вожаком. Работала она с душой, завоевала высокий авторитет делами и это было замечено и оценено по достоинству, ее наградили вторым орденом «Знак Почета». А вначале 1950-х Зулейха Сеидмамедова стала министром социального обеспечения республики и проработала на этом посту более двадцати лет.
Приветливая, открытая людям, она говорила: «… к нам приходят чаще не от хорошей жизни и приходят с надеждой на поддержку». И министр делала иногда невозможное — только бы помочь человеку. А когда к ней, прошедшей фронт, обращались бывшие фронтовики — инвалиды войны, то твердо знали, что их просьбы обязательно будут услышаны. Заслужено ей в один из Международных женских дней — 8 Марта — была вручена высшая в СССР награда — орден Ленина.
А позже, когда по состоянию здоровья пришлось оставить министерский пост в начале 1970-х, Зулейха Сеидмамедова так же добросовестно работала заместителем председателя президиума республиканского Общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами. И на этом посту, как всегда прежде в своей жизни, она придавала огромное значение дружбе и взаимопониманию между людьми, какой бы национальности они ни были.
Материал подготовил Владимир Касьянов