Найти тему
Мелодия

Средневековая армянская духовная музыка

Оглавление

Ансамбль старинной музыки Армении «Тагаран» исполняет армянскую духовную музыку 5—13 веков. Все обработки и аранжировки произведений сделал Ерванд Ерканян — художественный руководитель ансамбля, запись подготовили в 1990 году, а выпустили в 2010-м.

Как звучит эта музыка

В основном, это вокальная музыка — сольная и хоровая. По характеру она торжественная, возвышенная, какой и должна быть духовная музыка, а древние армянские народные мотивы только усиливают медитативный эффект: будто смотришь на то, как плетется узор.

На границе Запада и Востока

Одноголосие (монодия) — это основа духовной армянской музыки, равно как и для григорианского пения — традиционного для христиан средневековой Европы, но развивались они по-разному. Европейская музыка пошла по пути полифонии, а армянская долгое время оставалась такой же, как в 5—13 веках. Однако, в 19 и 20 веке композиторы переосмыслили традиционную нотную запись армянской музыки и начали создавать аранжировки, стремясь сохранить традиционные особенности, но обогатить всем, чего успела достичь западная композиторская школа.

Особенности аранжировки

Соединение армянских корней и западной гармонии заметно не только в ведении голосов, но и в том, какие инструменты участвуют в ансамбле: скрипка, альт, виолончель, флейта, гобой, фагот и орган соседствуют с удом — ближневосточным предшественником лютни.

Об истории армянской музыки

Армянская духовная музыка является одной из древнейших ветвей христианской культуры. Формирование церковно-певческой традиции Армении происходило на основе ее древней музыкальной культуры, которая насчитывает более трех тысячелетий. Так, первоначальные ветви древней армянской музыки – крестьянская, гусанская (музыка народных певцов-сказителей) и культовая (языческая), а также ее монодический (одноголосный) склад сложились еще в III в до н. э. в период становления единоязычного государства.

С принятием Арменией христианства (301 г.), созданием армянской письменности и переводом Библии на армянский язык (V в.) создаются основы для развития музыки армянской христианской церкви. В монастырских школах вместе с обучением грамоте начинают преподаваться пение, сочинение, теория музыки.

Авторами первых шараканов (духовных гимнов) были св. Месроп Маштоц (создатель армянской письменности) и св. Саак Партев (соратник Маштоца, верховный патриарх и ученый-переводчик), а также их ученики, отец армянской научной историографии Мовсес Хоренаци и талантливый поэт-мелод Степнос Сюнеци I. Термин «шаракан» происходит от армянского слова «шарк», что означает «ряд» или «вереница», и означает духовную песнь, канонизированную церковью и входящую в ряд гимнов, со временем собранных в Шаракноце (Гимнарии). В такие ряды духовных гимнов традиционно входили произведения трех жанров: кцурд (тропарь), кацурд (кондак) и канон.

Возникшие сразу после изобретения армянской письменности, древнейшие кцурды изначально представляли собой перифразы библейских псалмов, они прилагались к отдельным стихам псалмов или библейских песен в виде их краткого пересказа либо комментария к ним. Это были тексты небольшого объема, без рифмы, отличавшиеся простотой как поэтического, так и музыкального языка. Очень скоро кцурды развились в самостоятельные гимны.

Слушать альбом на разных площадках

ВКонтакте
Одноклассники
YouTube
Apple music
Сбер звук

Обложка пластинки
Обложка пластинки