Спустя 14 лет после выхода фэнтезийного первого «Аватара» гений режиссуры, умеющий мастерски сочетать авторское и массовое кино, Джеймс Кэмерон открыл миру новый блокбастер, где главной идеей служит не защита государства, а спасение своей семьи.
Джейк Салли (Сэм Уортингтон), в прошлом солдат, прибывший с Земли на планету Пандору за глобальными захватническими целями, теперь живет душа в душу с Нейтири (Зои Салдана) – дочерью убитого предводителя клана Оматикайя. Племя является одним из представителей вымышленной гуманоидной расы На'Ви.
У героев растут дети – два мальчика и две девочки, одна из которых приемная (Кири – ребенок погибшей Грэйс Огустин – соратницы по военной экспедиции Джейка). А еще рядом с ними обитает маленький тарзан – сын злодея-полковника, руководителя разведывательной операции Майлза Куоритча (Стивен Лэнг), однажды чуть не превратившего Пандору в руины.
Но с тех пор прошло много времени: на планете воцарился мир и покой, аватары уважают нового главу клана Джейка и искренне верят, что с ним они находятся в безопасности. Однако человечество, однажды узнавшее о великанах-гуманоидах и природных богатствах обитаемой ими территории, остановиться и избавиться от мысли об аннексии не может, поэтому придумывает новый поход. В этот раз, воспользовавшись приобретенными знаниями о Пандоре и ее жителях, военные вновь отправляются на планету, став аватарами.
Весть об опасности разлетается среди оматикайцев стремительно. И, конечно, в момент, когда на Пандору вновь ступила нога человека, не обходится без жертв. Боясь накликать еще большую беду на соплеменников, Джейк принимает весьма нелогичное решение – покинуть свою землю, тем самым, защитив своих близких. Только он не учел одного: клан – это и есть его семья. Бросить ее в трудную минуту, значит, поступить не как предводитель, а как человек, который пошел на поводу у собственных страхов.
Зато он обрек на смерть благодаря собственному эгоизму племя Меткайина, переселившись с семьей на их остров. Переняв их привычки и обучившись неподражаемому плаванию, Джейк на секунду задумался, что мир вновь восторжествовал и никто их никогда не найдет. Но не тут-то было. Аватар полковника Куоритча вместе с преданными ему солдатами прессинговал другие кланы: военные угрожали, избивали встретившихся на пути инопланетных существ, уничтожали их собственность, лишь бы выведать пристанище, где прячется ненавистный им враг.
Кульминация фэнтези, разумеется, завязана на схватке Джейка и Майлза. И вот здесь не вспомнить «Титаник» нельзя. Вся битва проходит на воде, во время, когда тонет корабль военных, прибывших с Земли. Судно так же, как и самый большой корабль XX века, неумолимо погружается в морскую бездну, а внутри заложниками стихии оказывается семья Джейка, хотя он сам находится не в лучшем положении – его шантажирует бывший начальник. Пистолет, который держит в руках Майлз, под не ускользающим прицелом зрителей. Ведь из него уже совершено убийство. И здесь опять вспоминается «Титаник». Особенно, сцена с участием богача Каледона Хокли, ищущего безумно влюбленных и мечтающих вопреки хлынувшим на палубу волнам спастись Розу и Джека. Безудержно стреляя по все больше прибывающей воде в столовую первого класса, обиженный и рассерженный Каледон понимает, что не властен перед океаном, который и решит судьбы людей. В этом эпизоде властный Майлз напоминает чертами героя.
Перенесемся в другую сцену, происходящую параллельно с предыдущей. Когда Нейтири ищет на тонущем корабле Кири, она перебирается по судну так же, как это делала Роза в поисках Джека. Так как падчерица обладает уникальными способностями – подросток находится в единении с природой: ее беспрекословно слушаются растения и животные мира На'Ви – она чудом спасает себя и приемную маму.
Третий эпизод иллюстрирует гибель одного из центральных персонажей. Причем, Кэмерон его точно так же, как и Джека отправляет на дно океана. Вопреки предсказуемому печальному исходу, режиссер спасает героя. Где-то наверняка всплакнули фанаты ДиКаприо...
Вообще пересечений фильма-катастрофы и фильма-фэнтези немало и вне художественного повествования. Простой пример. 19 декабря 2022 года «Титаник» (страшно в это поверить) отметил 25-летие с момента выхода картины на большие экраны. А за три дня до этого в Америке состоялась масштабная премьера второй части долгожданного «Аватара».
Два легендарных саундтрека в исполнении Селин Дион и Леоны Льюис начинаются с одних и тех же слов. В композиции «Титаника» My heart will go on первые такие строчки:
Every night in my dreams
I see you, I feel you.
А в песне к «Аватару» следующие:
I see you
I see you
Walking through a dream
I see you.
Для Кэмерона судя по всему фраза I see you имеет сакральное значение. Намного больше, чем привычное I love you. Неслучайно племя Оматикайя говорит эти слова во время важных обрядов и признаний. Видеть значит чувствовать, понимать, доверять. А это три главных кита аватаров.
Ну и вишенка на торте - имена героев: Джек и Джейк.
При этом «Аватар» напоминает и другой фильм, не менее популярный чем «Титаник». Лейтмотив картины заключается в тезисе: семья – это главное. В течение практически каждых 15 минут Джейк только и говорил о близких, точнее о мире и гармонии внутри семьи, о ее безопасности как о панацее. Весомое место в фильме режиссер отдал сохранению традиционных ценностей, распределению ролей и обязанностей. Разглядели след «Форсажа»? Можно списать сентиментальность на возраст Кэмерона, либо на его желание понравится большему числу зрителей. Но от этого устаешь уже ко второй половине фильма.
Однако сильной стороной фэнтези можно считать образ животных и растений Пандоры. Кэмерон как яркий защитник природы (он – исследователь Национального географического общества) максимально оберегает На'Ви. Пусть с помощью видеокамеры и спецэффектов. Его неподдельная забота о созданной им же планете выражается в колоритных немых сценах, отражающих все богатство подводного и наземного мира. Вплетение персонажей в эту историю – удачное решение, за исключением Кири. Но это дело вкуса.
При всех параллелях с «Титаником», четырех номинациях на премию «Оскар», уникальным актерским работам, второй «Аватар» не удивляет и не оставляет желания посмотреть картину еще раз. Без сомнения, фэнтези впереди остальных масштабных киноработ, но позади своего предшественника. Первый «Аватар» – глубже и пронзительнее. Второй всего лишь сиквел.
#обзор #обзорнакино #рецензия #рецензиянакино #рецензиянафильм #фэнтези #фильмкатастрофа #аватар #аватар2 #аватарпутьводы #джеймскэмерон #сэмуортингтон #зоисалдана #стивенлэнг #пандора #клан #племя #нави #титаник #кейтуинслет #леонардодикаприо #корабль #айсберг #любовь #оскар #оскар2023