Найти тему

15 лучших поющих бас-гитаристов (и бас-гитаристок)

Оглавление
Источник: c1.wallpaperflare.com
Источник: c1.wallpaperflare.com

У меня, само собой, есть свой рейтинг любимых бас-гитаристов. Но, так как сам являюсь басистом и зачастую поющим, то в своё время я волей-неволей стал обращать внимание на тех, кто из сильных мира сего лучше всего совмещает эти два "дара". Поскольку, если честно, у таких многофункциональных музыкантов задача посложнее, чем у певцов даже с соло-гитарами: ведь им нужно и петь, и ещё и ритм держать. Если гитарист соврёт ноту или не сыграет её, но будет при этом петь, это будет не так страшно и заметно, ежели басист провалит ритм и структуру песни.

А посему мой личный хит-парад этих "совместителей" в музыкальной истории. Сразу оговорюсь: принцип расстановки по местам зависит не от мастерства владения басом отдельно, не от вокальных данных отдельно, не от величия самих личностей тем более. А от самого мастерства сложного "совмещения" двух подобных функций.

15. Сюзи Кватро

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Сразу же не буду болеть мужским шовинизмом. Многие меня обвиняли в том, что я не включил эту девочку в свой топ-20 самых красивых рок-вокалисток,

Tоп-20 самых красивых и эффектных рок-вокалисток
История музыки и творчества. Евгений Дудинский, писатель и музыкант29 ноября 2022

но обойти её стороной в этом рейтинге никак не смогу, поскольку здесь к двум функциям вокала и бас-гитары ещё и прибавляется третья функция - "девочка". В своё время Сюзи не то, чтобы показала когда-то впервые, что девочка (тогда ещё в 70-х девочка, само собой) не только может быть рок-вокалисткой, как когда-то показала Дженис Джоплин, но ей по силам и выполнять труднейшую "мужскую работу". На хрупкие плечи маленького создания легла непростая задача выдавать яростные рок-н-рольные трели и повисла тяжесть большой бас-гитары, на которой она умудрялась выдавать ровные ритмы быстрых "тяжёлых рок-н-роллов" и ещё и, при этом, жечь на сцене.

14. Роджер Уотерс (Pink Floyd)

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Само собой, на 14 место Уотерс, один из моих главных кумиров в истории музыки, попал не из-за своего величия. Тут я его оцениваю как "дирижёра" и руководителя песен, что он всегда мастерски делал в группе за счёт и своего голоса, и бас-гитары - такого вот нестандартного использования этих инструментов. Вообще Уотерс весь конец 60-х и чутка в начале 70-х массово занимался экспериментами в совмещении этих двух своих ресурсов: извлекал непонятные звуки как из бас-гитары, так и голосом. Кто бы вообще догадался в то время так эксплуатировать эти данные?

13. Джин Симмонс (Kiss)

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Может, партии баса у Джина не были никогда такими особо выделяющимися, но играть их всё равно приходилось, совмещая полноценные общие аранжировочные хард-рок-ходы, своё фирменное хрипение, а поверх же ещё добавлялись тяжесть от "доспехов", синхронные постановочные движения в ритм вместе с остальными участниками, да и вообще один из ранних эталонов в рок-музыке эпатажного и яркого поведения на сцене, ну и, само собой, самая сложная из всей кучи функций состояла в показывании длинного языка!

12. Джон Уэттон (King Crimson, Asia)

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Упомянутые в скобочках группы - далеко не все, где принимал участие этот талантливый вокалобасист классического рока, ушедший от нас в 2017-м году. Но это те две, где он максимальным образом раскрыл свой большой потенциал и как бас-гитарист, и как вокалист. Один из тех, кто перешёл на бас из-за своего фортепианного музыкального образования: играл на церковном органе и, заметив гармонию между басовыми партиями и мелодией, выбрал в будущем путь бас-гитариста. Безусловно, в этот ТОП-15 он вошёл, в первую очередь, за участие в King Crimson. Сложная музыка группы и витиеватые партии неординарных ритмов песен Уэттон мастерски совмещал с зачастую такими же вокальными партиями. Конечно, в группе Asia всё было в сто раз проще, хотя денег в ней Уэттон заработал явно так же в сто раз больше, чем за участие в предыдущих группах)

11. Том Арайя (Slayer)

Источник: i.discogs.com
Источник: i.discogs.com

На очереди у нас металлисты. А первый в их рядах - знаменитый чилийский металлист. Да не просто металлист, а исполняющий достаточно ответственную и сложную роль: и басиста, и вокалиста одного из самых скоростных жанров в музыке - трэш-метала. Тут и ритм держи, и пальцами быстро работай, и рычи, и кричи, и умей резко перестроиться на совсем другой ритм.

10. Петер "Пиви" Вагнер (Rage)

Источник: darkside.ru
Источник: darkside.ru

Следом за чилийским идёт немецкий представитель спид-трэш-метала 80-х - 90-х - 2000-х, единственный фронтмен группы Rage, достаточно мелодичной для подобного жанра, надо сказать. Сколько бы Пиви ни кидали участники группы (самое большое "кидалово" случилось, когда после мощных экспериментов на альбоме и концерте с симфоническим оркестром в 1998-1999-м из Rage полностью ушёл весь коллектив в лице двух гитаристов, клавишника и барабанщика и основали новую альтернатив-метал группу, взял на вокал молодого парня со слащавым голосом), но этот "металлический" немец крепко держался и не сдавался, продолжая мощно держать фундамент звучания группы на своей скоростной игре на бас-гитаре, удерживании самых разнообразных в творчестве группы ритмов и пронзительном узнаваемом пении.

А взял когда-то в руки бас-гитару Пиви, будучи вдохновлённым следующим британским участником этого рейтинга.

9. Лемми Килмистер (Hawkwind, Motorhead)

Источник: image.cnbcfm.com
Источник: image.cnbcfm.com

Ну, этот старый пират, также один из уже ныне покойных, в представлении не нуждается. Когда-то ему пришлось потрудиться, чтобы выбиться в музыканты и начать полноценную карьеру. Помогли его настойчивость, чрезмерная наглость и безбашенность вырваться вверх через менеджера Jimi Hendrix Experience в 60-х годах, а за это время развить свою зубодробительную и уникальную технику игры на бас-гитаре, как на ритм-гитаре. Что, собственно, и привлекло внимание участников Hawkwind, решивших взять его себе в группу, где началась мощная и скандальная история Лемми.

Ну а "закрепился" в своей уникальности Лемми уже, само собой, во всеми нами любимых Motorhead, где он добавил к фирменным хрипу и "долбёжке" медиатором по струнам баса манеру пения с высоко задранной головой в микрофон сверху (как у него за столько лет шея не заболела, не понимаю, может, неограниченный алкоголь и наркота "спасали", не знаю).

8. Фил Лайнотт (Thin Lizzy)

Источник: blackofhearts.com
Источник: blackofhearts.com

Колоритный полуирландец-полуафриканец с трагической и, увы, банальной рок-судьбой (алкоголь и наркотики сделали своё дело, когда ему было 36 лет в 1986 году) вышел из "гадких утят": поначалу не умел толком ни петь, ни играть ни на каких инструментах в первых своих группах, а во время первых туров ирландских хард-рок-классиков Thin Lizzy вообще был замкнут и не умел себя вести на сцене, прячась в тени. В результате резкое преображение музыканта сделало его одной из самых узнаваемых личностей в рок-музыке 70-х и одной из центральных - в истории популярной музыки Ирландии. Приджазованные басовые ходы и блюзовые вокальные партии сделали основу фирменного звучания группы Thin Lizzy. И частое их "несовпадение" (блюзовая манера пения всегда предполагает постоянную импровизацию вокруг ритмического рисунка, а не внутри него и уж, тем более, не чётко под него) есть один из наивысших пиков мастерства вокалиста-басиста.

7. Гленн Хьюз (Trapeze, Deep Purple, Black Sabbath)

Источник: moe-online.ru
Источник: moe-online.ru

Лужёная глотка под фанки-стайл - когда Хьюз пришёл из Трапезов в Deep Purple, он потихоньку начал внедрять свои ритмы в стилистику группы, при этом беря высокие ноты, как бы продолжая традицию Гиллана. Так изначально думал Блэкмор, и ему нравилось. Но что-то потом пошло не так. И гитарист-самодур уже пожалел о своих словах и мнении, когда этот "витиеватый" по поведению на сцене мастер перехода в верхние регистры голоса почти полностью "офанковал" музыку Deep Purple до неузнаваемости. Кстати, "Black Sabbath" зря указал: Хьюз же там не играл на бас-гитаре.

6. Лес Клейпул (Primus)

Источник: bass4ever.ru
Источник: bass4ever.ru

Сумасшедший мастер-виртуоз и фронтмен культовой альтернативной фанк-метал-банды Primus, популярной на рубеже 80-90-х годов, умудрявшийся лупить бешеные слэпы под речетатив и своё узнаваемое отрывистое пение.

5. Пол МакКартни

Источник: rollingstone.com
Источник: rollingstone.com

Всё банально: по сути это первооткрыватель "басовокализма". Изначально не бывший басистом, МакКартни сначала открыл первый стереотип о басистах: ими становятся, когда больше некому взять в руки бас-гитару. А потом и петь продолжил под неё, придумав другое новшество, которое тогда казалось многим "долбанутостью". И в довершении всего этого "дурдома" играл на басу Мака не как на аккомпанирующем инструменте ритм-секции, а придумывал на нём мелодии, и их же и играл по сути в песнях под свой голос. Несколько случайных необходимостей - и Пол открыл кучу новых возможностей для басистов и певцов.

4. Гедди Ли (Rush)

Источник: townsquare.media
Источник: townsquare.media

Ну, а здесь можно просто сказать кратко: акробат. Потому что сравниться никто так и не смог с прыжками-сальто Гедди от микрофона к синтезатору, когда он параллельно ещё и выделывал сложнейшие в рамках выбранного прогрессив-хард-стиля ритмические рисунки на бас-гитаре. Зачастую ещё и двухгриффовой! С дополнительной обычной гитарой.

3. Грег Лэйк (King Crimson; Emerson, Lake & Palmer)

Источник: images.fineartamerica.com
Источник: images.fineartamerica.com

Это был музыкант с необычайной красоты голосом, его тембр ни с кем нельзя было перепутать, без него абсолютно точно не было бы таким мощным начало King Crimson, а также творчество супергруппы ELP. Ну и, само собой, участие в King Crimson изначально предполагало сложные басовые партии параллельно с тем, чтобы ещё и петь, сохраняя красоту голоса. В ELP Лейк стал ещё более универсальным музыкантом, став ответственным вообще за все гитары, включая и бас, и лидер-, и акустическую, если ещё и учесть сложность всей музыки этой потрясающей команды.

2. Джек Брюс (Cream)

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Участник, наверное, самой высокотехничной группы в истории. Для 60-х годов собраться таким музыкальным гигантам вместе было для меломанов сравни прилёту инопланетян на землю. Когда впервые в группе инструменты не просто отвечали каждый за свою функцию, а вокалист - за свою, а все трое были равны в ролях своих инструментов в плане как ритмов, так и соло-партий, а также двое из них ещё и пели. Брюс играл на бас-гитаре, фактически солируя на ней, не уступая Эрику Клэптону, умудряясь ещё и петь параллельно, а иногда и на губной гармошке ещё играть.

1. Стинг (Police)

Источник: fretlessbass.com
Источник: fretlessbass.com

Акцент делаю именно на его участие изначальное в группе Police. Потому что в случае сольного творчества при его вечной армии сопровождающих музыкантов я не обращал особого внимания на его владение инструментом. Но когда в своё время подробнейшим образом познакомился со всем творчеством группы Police, особенно их ранним творчеством 70-х, услышав все их резкие внезапные витиеватые регги-даб-вставки и, самое главное, сбивки ритм-секции от Стинга и Коупленда, я сидел и слушал, открыв рот. Ещё больше я открывал рот, когда под эти энергичные сбивки Стинг ещё и умудрялся вести приджазованные вокальные линии, не совпадающие с линией бас-гитары, выходя периодически в верхние регистры и ещё и чётко удерживая ритм песни. А когда я это оценил на концертных видео Police, то группа лично для меня плотно вошла в топ-5 самых высокотехничных в истории, а Стинг (также лично для меня) чётко закрепился в статусе эталона поющего басиста. И вряд ли кого я когда-либо поставлю выше него в этом смысле.

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.