Найти тему

Дети, опережающие в развитии свестников, кто они?

Дорогие мои, добрый день! Рада вас видеть! С вами психолог Наталия Преслер.

Давайте представим себе любого ребенка, с которым усиленно занимаются и он в итоге существенно опережает развитие большинства сверстников (речь не об известной Алисе, а вообще о детях в похожих обстоятельствах).

коллаж автора
коллаж автора

Я выделила три самых ярких ситуации, когда так может происходить.


1️⃣ Дети родителей с установками на успех и интеллект.
Дети хотят нравиться своим взрослым. Поэтому бессознательно они будут стремиться быть такими, какими их ожидают увидеть. И интеллектуальные достижения - это самое простое ожидание, которое можно удовлетворить, если нет неврологического диагноза. Взрослому будет казаться "он сам хочет", но это хотение будет удивительным образом совпадать с ожиданиями (часто даже неосознаваемыми) родителей.

Тогда растет ребенок, мотивом развития которого становятся достижения ради любви и принятия других. Можно спросить, неужели родители не понимают этого? Не видят, что их ребенок не ищет собственный путь, а все его существо настроена на удовлетворение ожиданий и амбиций родителя? Они что не хотят своему ребенку счастья?!
Очень хотят. Но им кажется, что он будет счастливым, если будет умным, а также сможет стать потом успешным (что, конечно, не доказывают исследования).


Заметили в комментариях к прошлому посту писали про первую эмоцию от новости про Алису - зависть? Откуда она?
Мы все стремимся к двум противоположным вещам: быть любимыми и быть особенными, теми, кто выделяется. Почему это противоположности? Потому что как только мы начинаем выделяться, становимся особенными, мы становимся очень одинокими, потому что уже не похожи на остальных и не чувствуем это важное для счастья и ощущения близости с другими "ты и я - одной крови".

И когда мы чувствуем укол зависти - это как раз про то самое желание быть особенным. И исходит оно из своих собственных дефицитов любви (а они есть почти у каждого), которые у нас багажом из детства. Взрослый эмоционально человек эту зависть ощутит, погорюет немного про свои нехватки и отпустит и поймет, что это дела давно минувших дней.
Но если травма сильная, то понять это очень трудно и тогда появляются проекции на детей со всеми этими стремлениями к сверх достижениям. Когда вся судьба ребенка про то, что его родители хотят стать особенными. В итоге все одиноки и несчастны.

2️⃣ Творческие дети, исследовательскому инстинкту которых взрослые не мешали, а его поддерживали.

С другой стороны - бывает ситуация, когда взрослый не транслирует установки из п.1, а сам ребенок настолько заинтересован в познании мира, что делает это очень особым способом, очень ярко, активно, увлеченно. Тогда получаются так называемые творческие личности, которые ориентированы на процесс, удовольствие от своей деятельности. Творчество - это создание нового, часто на стыке нескольких дисциплин, это способность к открытиям, к вИдению мира иначе, чем большинство. Такие дети развиваются быстрее своих сверстников именно благодаря вышеописанным условиям.

По сути - так могут многие (если нет диагнозов), но необходимо создать среду и условия, а это не очень просто, потому что бывает развитию мешают различные психологические сложности родителей и другие обстоятельства жизни ребенка.
Про такое развитие и условия для него пишет известный ученый Михай Чиксентмихайи (автор концепции потока), который проводил лонгитюдное исследование, исследуя успешных творческих людей. В следующем посте расскажу подробнее к каким выводам он пришел.


3️⃣ Дети с очень высоким IQ.
Бывают также ситуации, когда у ребенка отмечаются настолько высокие умственные способности, что ему легко дается любое обучение, он очень быстро все усваивает и в итоге значительно опережает своих сверстников. Таких людей очень мало, это настоящие вундеркинды, их IQ зашкаливает и у них как раз очень часто встречаются сложности с эмоциональным и социальным интеллектом. Ошибкой родителей таких детей становится (после понимания того, что их ребенок очень особенный) упор именно на интеллектуальную составляющую, они начинают растить нового Эйнштейна, но в итоге бывают упущены очень важные моменты в развитии ребенка и он нередко вырастает с серьезными психологическими нарушениями.

Таким детям необходимы специализированные занятия с когнитивными терапевтами по развитию социальных навыков и эмпатии (на эту тему есть фильм "Одаренная").

❓А какие у вас были способности/успехи в школе? Как дела обстоят сейчас❓Поделитесь своими историями про связь учебы, интеллекта и достижений🤗

Спасибо, что ставите лайки и подписываетесь на мой канал!

С вами психолог Наталия Преслер